Программа «Классный класс»
Программа «Классный класс» постепенно формирует свой Комплексный методический фонд и Банк интересных дел, вопросов, творческих заданий.
Идея создания программы, направленной на сплочение детского классного коллектива, привнесена Барышевой Екатериной Кирилловной. У нее большой опыт по организации совместной коллективной деятельности детей, приобретенный за годы работы в образовательных учреждениях, детских оздоровительных лагерях и Всероссийском лагере «Орленок».
В основу программы положена коммунарская методика И.П. Иванова.
Началу осуществления программы предшествовала большая работа по разработке нормативно-правовой документации.
Были разработаны:
- положение о городской программе «Классный класс»;
- положения об Испытаниях;
- правила работы в коллективе.
Основной формой деятельности в программе являлось Испытание.
Тематика Испытаний охватывает различные стороны существования Российского государства и общества в историческом аспекте.
По мере определения темы испытания разрабатывается и тиражируется:
- пакет информационных материалов;
- пакет творческих, интеллектуальных, спортивно-туристических заданий, конкурсов, ситуаций, ролевых, деловых игр.
В ходе реализации программы «Классный класс» Екатерина Кирилловна апробирует элементы педагогических технологий, использует всевозможные технологии коллективно-творческой деятельности, представляя большой простор для выдумки, фантазии, проявления индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, учитывая средний школьный возраст - возраст активного самоутверждения и попыток самореализации, пусть даже методом проб и ошибок. В ходе Испытания дети видят друг друга в новом качестве, проявлению которого порой нет места в школьных условиях. В игровых ситуациях иногда совершенно неожиданно проявляются позитивные лидерские качества отдельных подростков.
Сложилась устойчивая практика перспективного планирования тем для Испытаний. Педагог включает учеников в проектно-практическую деятельность - погружение по поиску идей, определению тематики Испытаний. Затем организуются деловые, ролевые игры с организаторами воспитательного процесса и классными руководителями, которые направляют деятельность классов.
Качественное и содержательное проведение Испытаний требует также привлечения профессионалов правовой, социальной, культурной сфер деятельности, интересных людей. По мере необходимости приглашаются к участию и другие учреждения дополнительного образования в плане соучастия и оказания помощи - практической и консультативной.
Перед испытанием обязательно проводится консультирование педагогов-организаторов, классных руководителей, а также детских команд по организации и проведению предварительного (внутри школы) этапа Испытания.
Проведение Испытаний обязательно опровождается тщательным анализом и обсуждением отдельных моментов совместно с педагогами-организаторами и классными руководителями, что способствует своевременной коректировке и улучшению содержания Испытания.
По окончании очередного испытания непременно проводится рефлексия деятельности.
Впервы программа «Классный класс» была предложена школам города в 1995 году. В программе приняли участие пятые классы школ №165 и №174. Испытания состояли из двух частей: интеллектуальной и экономической.
В течение 4-х лет программа состояла из трех испытаний и Большой (итоговой) игры.
Позже в Испытании приняли учащиеся уже 5 и 7 классов.
По положению о городской программе «Классный класс» и по содержанию, организаторы ставили своей целью:
- создание условий для самореализации и самоутверждения личности, апробация приобретенных знаний в реальных отношениях и их расширение.
- объединение учащихся класса в коллектив, выявление лидеров.
Активность участия классных коллективов в Испытаниях не снизилась. В третьих испытаниях участвовали 30 пятых классов - 734 ученика. Звание «Классный класс» тогда получил 5Д класс школы 167 (кл. руководитель Матвейчук Н.Н.). Чувствовался хороший настрой, желание проявить себя.
Из анкет и при собеседовании дети и классные руководители изъявили желание и в дальнейшем участвовать в этой программе.
И сложно и легко работать со школьниками: уже имеется уровень сформированности коллектива, интеллектуальных, творческих способностей.
< Предыдущая | Следующая > |
---|