Пространство
Вечного…
От любовной лирики
к Метафизике Любви…
«И
тихим будет зов души моей…»
Метафизическая интерпретация стихов
поэта
< < на главную страницу
Таким образом, предметная
реальность нашего исследования еще более сужается: Метафизический
цикл любовной лирики Александра Трифонова, попытка интерпретации некоторых
стихов с помощью метафизического ключа-ракурса-подхода, то есть попытка
открыть то, что «высвечивается» за верхним слоем стихов. Именно поэзия
образов-символов и подводит нас к необходимости применения именно такого
ключа - толкования.
Уже в некоторых стихах
Первого периода «веры в любовь» проявляется метафизический аспект мышления
поэта («метафизика» - от греч. meta ta physika,то, что за физическим, сверхфизика,
сверхчувственные, запредельные, модальные, тонкие человеческие состояния).
Это говорит об особо чутком духовном строе - настроенности внутреннего
мира лирического героя и о глубоком постижении жизни Поэтом Александром
Трифоновым.
В ранних стихах «Люблю
бродить в садах твоей души...» проявились тонкие психологические
свойства лирического героя. Чуть подробнее разберем одно из ранних
стихов поэта «Любоваться тобой, /Запах нежного тела вдыхая...» -
оно характерно для метафизической палитры поэта. Уже в начальных
строчках пленительный рисунок упоения Поэта красотой телесного-Эросного
(«запах нежного тела»...), которое постепенно переходит к внутреннему состоянию
(«слышать сердце», «слушать ... дыхание»), мгновенно затем взмывает в Небо
(«Думать, что нас свело: /Звезд движенье, кометы полет?») и вновь возвращается
к лирическому герою («... поверить,/ что есть где-то добрая фея,/ Та, что
близкие души находит/ И шанс им дает?»).
Движение это: от телесного
к внутреннему через тонко постигаемый небесный план, когда и телесное-Эросное
вырастает до Высокодуховного - движение это очень важно в динамике
стиха. И тот вопрос, которым завершаются эти «стереоскопические»
стихи - он также важен: лирический герой еще не верит до конца, что могут
близкие души найти друг друга. Приведенные выше поэтические образы-символы
- даже выделенные из контекста стихов! - рисуют мироощущение таинственной
Гармонии, желаемой Поэтом. Особенность поэтического стиля Александра
Трифонова - сказать многое в немногом и как бы раздвинуть границы Времени
и Пространства. Стилю поэта присущи лаконизм, смысловая ясность, точность,
даже некая афористичность.
Эти стихи - пожалуй, единственный
образец яркой, насыщенной эротической линии (чистой и возвышенной!) в пространстве
любовной лирики поэта .
далее...
1
период «Вера в любовь»
Символичный
образ Природы как эталон её чистоты
Метафизическая
философская линия в стихах А.Т.
2
период Утраты веры в любовь
Способен
ли человек на любовь
«Мотив
неотмирности»
Я
приехал. Я хотел тепла
И
вот закрылись двери, ты ушла…
Усугубление
разрыва с любимой
А
ты молчишь. И я молчу.
Нескончаемая
череда «ночей бессонных»
…
и анализ прожитых лет жизни своей
Вера
в любовь лирического героя погрузилась в сны грёзы
Усложнение
образа лирического героя
«Уж
сколько лет я страсти неподвластен…»
Поэтический
мир снов, грез
Завершение
3 периода «Обретение веры в любовь»
Возможно
ли дать исчерпывающе полную картину-анализ «Метафизического цикла» поэта?
«Молчи
и слушай тишину в ночи…»
Метафизическая
интерпретация стихов поэта
Усиление
метафизических образов-символов
Через
Любовь-Гармонию лирический герой приближается к Истине
«И
две волны сольются в светлый звук…»
«Когда
в далекой стороне…»
«Мы
в Храм вошли, сгустились тени...» |