Пространство
Вечного…
От любовной лирики
к Метафизике Любви…
«И
тихим будет зов души моей…»
1 период «Вера
в любовь»
< < на главную страницу
В пространстве светлого «периода веры в любовь» лирический герой предстает
цельным человеком, искренне верящим в Любовь и жалеющим не верящих ни в
счастье, ни в любовь людей («Я приходил – не открывали»; «Все есть на свете:
счастье и любовь»).
Поэт
верно отмечает, что любить способен далеко не каждый человек, способность
любить есть особое духовное качество души, это поистине великий дар, которым
Небо одаряет лишь терпеливо ждущего и не разменивающего себя человека.
Лирический
герой убежден, что «где – то, за обычной дверью», живет его «необычная»
Любимая… Он – человек тонко чувствующий, с высоким эмпатийным (сопереживающим)
уровнем, обладающий глубокой интуицией («Люблю бродить в садах твоей души…»;
«Я подарю тебе букет…»; «Я ладони твои…»; «Любоваться тобой,/ Запах нежного
тела вдыхая») искренне и нежно любящий Любимую. У лирического героя четкая
нравственная позиция, убежденность в том, что в Любви – в отношениях двоих
– не должно быть обмана, и сердце Любимого не может измениться и не любить
(«Я позову тебя туда, /Где нет обмана и разлуки…»).
Уже
в этом раннем стихотворении поэт затрагивает глубинный метафизический аспект
во взаимоотношениях двоих: соотношение «любви и вечной стыдливости». Метафизика
же стыда, природа этой важной составляющей эротического поведения двоих
до конца не изучена. Имеются предположения ученых о том, что «…стыд
является бессознательной преградой между человеком и «природой», отделяя
нас от животного начала в нас самих. Возникающее же в любви чувство вины
имеет не моральную, а трансцендентальную подоснову. Она в изначальной предрасположенности
человека к аскетизму, неотмирности. Справедливо это, правда, только в отношении
мужчин.» (Ю. Эвола).
Таким
образом, мы видим, что художественная мысль – интуиция поэта совпадает
с предположениями ученых. Это лишний раз подчеркивает глубину и мудрость
мышления поэта, его умение почувствовать метафизический аспект Любви.
Отметим
и важное качество лирического героя: бережное отношение к «словам любви»
и вообще к словам («Что загрустила, дева рая?»)
Герой
полон надежд на встречу со своей Любимой и в мечтах его они уже вместе:
Я ладони твои
Обниму нежно – нежно своими.
Поцелую глаза,
Как же долго тебя я искал!
Для
этой долгожданной встречи герой преодолевает преграды, шагает «по дорогам
пустынным»… И в этом долгом устремлении к Встрече он не слушает пустые
слова людей, а поднимается внутренне на более высокий уровень, внимая «лишь
крикам журавлиным»,
Чтобы сердце свое
В чистоте сохранить
(«Я
ладони твои обниму…»)
для
своей Любимой.
далее...
1
период «Вера в любовь»
Символичный
образ Природы как эталон её чистоты
Метафизическая
философская линия в стихах А.Т.
2
период Утраты веры в любовь
Способен
ли человек на любовь
«Мотив
неотмирности»
Я
приехал. Я хотел тепла
И
вот закрылись двери, ты ушла…
Усугубление
разрыва с любимой
А
ты молчишь. И я молчу.
Нескончаемая
череда «ночей бессонных»
…
и анализ прожитых лет жизни своей
Вера
в любовь лирического героя погрузилась в сны грёзы
Усложнение
образа лирического героя
«Уж
сколько лет я страсти неподвластен…»
Поэтический
мир снов, грез
Завершение
3 периода «Обретение веры в любовь»
Возможно
ли дать исчерпывающе полную картину-анализ «Метафизического цикла» поэта?
«Молчи
и слушай тишину в ночи…»
Метафизическая
интерпретация стихов поэта
Усиление
метафизических образов-символов
Через
Любовь-Гармонию лирический герой приближается к Истине
«И
две волны сольются в светлый звук…»
«Когда
в далекой стороне…»
«Мы
в Храм вошли, сгустились тени...» |