Пространство
Вечного…
Поэзия Александра
Трифонова
(философская
рефлексия)
«Мне
голос был. И я с тех пор не жил.»
Александр
Трифонов.
<
< назад
1
период «Вера в любовь»
Символичный
образ Природы как эталон её чистоты
Метафизическая
философская линия в стихах А.Т.
2
период Утраты веры в любовь
Способен
ли человек на любовь
«Мотив
неотмирности»
Я
приехал. Я хотел тепла
И
вот закрылись двери, ты ушла…
Усугубление
разрыва с любимой
А
ты молчишь. И я молчу.
Нескончаемая
череда «ночей бессонных»
…
и анализ прожитых лет жизни своей
Вера
в любовь лирического героя погрузилась в сны грёзы
Усложнение
образа лирического героя
«Уж
сколько лет я страсти неподвластен…»
Поэтический
мир снов, грез
Завершение
3 периода «Обретение веры в любовь»
Возможно
ли дать исчерпывающе полную картину-анализ «Метафизического цикла» поэта?
«Молчи
и слушай тишину в ночи…»
Метафизическая
интерпретация стихов поэта
Усиление
метафизических образов-символов
Через
Любовь-Гармонию лирический герой приближается к Истине
«И
две волны сольются в светлый звук…»
«Когда
в далекой стороне…»
«Мы
в Храм вошли, сгустились тени...»
Осмысление
общего философского пространства и особенностей поэтического стиля Александра
Трифонова.
Поэтическое творчество нашего современника – сибирского поэта Александра
Трифонова – явление достаточно неординарное и яркое на культурном небосклоне
сибирской поэзии конца XX – начала XXI вв.
К
великому сожалению, до сих пор не предпринималось ни единой попытки исследовать
пространство поэзии Александра Трифонова. Попробуем – хотя бы в малой степени!
– восполнить это упущение.
Даже
первоначальный беглый взгляд на поэзию Александра Трифонова дает определенную
ясность: поэзия наполнена глубокими философскими «вечными темами» - жизнь,
любовь, назначение человека, поиск Пути…
Поэзия
Александра Трифонова, несомненно, привлечет внимание «недоверчивого читателя»,
задержит его требовательно сомневающийся взгляд, заставит вслушаться в
свое живое и мудрое звучание. Читатель оценит: и пронзительную чистоту
и искренность высокого слога и безупречный вкус этого «старомодного слога»
(заставив вспомнить лучшие традиции поэзии IXX – начала XX веков, «серебряный
век »…); читатель оценит не суетность, глубину и силу душевных переживание
поэта (так сейчас, увы! – не чувствуют, не пишут, не страдают…); тонкость
и богатство его духовного мира; мягкую кантилену «печально - чарующих строф».
Но
вдумчивый читатель – исследователь отметит ещё и высокий Бытийный
смысл. Погружение в живое поэтическое пространство постепенно
высветлит его многомерность, метафизичность, таинственную Гармонию,
просветленно – трагическое звучание. В своих стихах Александр Трифонов
предстает глубоким поэтом – философом, поэтом – исследователем, постигающим
сущностные смыслы Бытия, духовное измерение жизни, её нравственные полюса,
исследующим странности, загадки, парадоксы, падения и взлеты, предательства
и любовь
Истинная
поэзия мистична, поскольку содержит символику образов,
глубинность, уникальность чувствований, идеально Бытийный план,
некие предельные абсолюты – все это присутствует в пространстве поэзии
Александра Трифонова. И есть еще нечто, невыразимое словами, но схватываемое
«шестым чувством» и позволяющее сказать: да, это – Высокая Поэзия!
Пространство
поэзии Александра Трифонова динамично, целостно. Это – глубокая и
честная исповедь его лирического героя, постоянно рефлексирующего,
со сложным и неоднозначным внутренним миром, требовательного к себе и людям.
Внутренняя
исповедальная сфера поэта сложно организована, утонченна. В ней наиболее
важны его тонкие движения души, открытость, ранимость, вибрирующая гамма
чувств, глубокий психологизм, богатейшая нравственная палитра, выстраданность,
проникновенность, пронзительная чистота и целомудрие.
Следует
также отметить и бережно – нежное отношение Поэта к Слову – такая чуткость
и тщательность присуща лишь истинным Мастерам. Тонкая внутренняя гармония
поэтической ткани заставляет нас вспомнить лучшие поэтические образцы
М.
Лермонтова, Ф.Тютчева, А. Блока, Н. Гумилева, Б. Пастернака. Поэтический
ряд этой духовной преемственности вполне могут продолжить и стихи Александра
Трифонова: по своим художественным достоинствам некоторые стихи настолько
образны, символичны, глубоки, наполнены живым ритмом, что поистине
представляют маленькие поэтические шедевры (« Я знаю: языку Богов»; Сонет
– «Когда из полутьмы неясных сновидений »; «В минуты дней моих печальных,»;
«Ты подарила роз живых букет.»; «В твоем окне погаснет свет, »; «Твои
глаза печаль хранят.»; «Не покидай меня во сне,»; «О, мой распятый
Бог,»; «Когда невидимой рукой»; «Прекрасная роза в далекой стране,»; «Подражание
К. Бальмонту»; «О, недруги! Я так вам благодарен,»; «Как белый Ангел сновидений
из темноты»; «Взойдя на эшафот, сдержи свой стон,»; «Не принимайте тех
людей,»; «Застыть на миг у Вечности черты»; «Робкие губы. Нежные руки.»;
«Твой голос целовать…».)
Поэзию
Александра Трифонова следует отнести к символизму.
Особенностью
символизма является глубоко индивидуальное представление поэта о Мире,
интуитивное его постижение ( влияют и подсознательные абстрактные ассоциации),
отражение c помощью тонких психологических намеков, нюансов. Символ многозначен,
обогащает духовное пространство стиха, имеет неограниченное количество
значений. Чем более богат внутренний мир Поэта, тем символика образов вариативней.
Символика
поэтических образов Александра Трифонова многообразна, и содержит значимый
эстетический компонент классической поэзии («Белый ангел», «Луна», «Вечность»,
«Творец», «Храм», «Всевышний», «Предтеча», «Дева рая», «Серафим печальнокрылый»,
«Одинокая птица» и др…). Но этим традиционным образам Поэт
придает индивидуальное звучание, обновляя новыми смыслами,
вплетая в живой поэтический контекст(«Как быть словам без обновленья
?» Р.М. Рильке).
Можно
очень тщательно и подробно анализировать многие стихи поэта Александра
Трифонова: они лаконичные, ёмкие, содержат богатейшую внутреннюю смысловую
энергетику…И, всё-таки… его поэзия скрывает некую Тайну… Разгадаем ли?..
Духовный
строй поэта, полифоничность исследуемых им тем
Духовный
строй поэта. Он сложен, гармоничен и сообразно темам стихов звучит то органно
- торжественно, будто застывая «у Вечности черты», то упоительно - нежно,
словно растворяясь – опять же в Вечности! – что «тихо дышит за плечами»…
Нравственные
принципы, идеалы, убеждения, любовь, вера – все то, чем «болен» Поэт
и что его мучает – все это раскрывается в его живом поэтическом творчестве.
То, что исповедует Поэт – очень характерно вообще для русской поэзии, литературы
и потому казалась бы – зачем? Все это уже было. Но… сегодня, именно
сегодня, на изломе - переломе веков, этими «Вечными темами» мучается
большой русский Поэт – Александр Трифонов и от этого факта, слишком очевидного
факта, читателю никуда не уйти.
Очертим
– перечислим круг тем, исследуемых Александром Трифоновым: они полифоничны
и также традиционны для пространства русской поэзии. Но теперь уже это
поэтическое пространство обогащено еще искренней и глубокой поэзией сибирского
поэта Александра Степановича Трифонова.
*Тема
жертвенного Служения – особой миссии Поэта; долга, Родины, нравственная
позиция его - связана с темой трагического одиночества Поэта среди людей,
непонимание людьми свободной творческой личности.
Я узнал свой жребий. Он не сладок.
Мой удел – не для себя гореть.
(«Здравствуй, друг мой! Я опять скучаю»)
«Взойдя
на эшафот, сдержи свой стон»; «Памяти хорошего человека и музыканта – Сергея
Кузнецова».
*Тема
Веры и Пути – «О, мой распятый Бог, мы вместе на кресте!»; «Настанет день:
устав от суеты…»; «Сердце полно несказанного»; «Вслушиваясь в звуки тишины…»;
*Тема
Поэта и поэзии – «Я знаю: языку Богов»; «Снега, разбуженные вьюгой»;
*Тема
Любви – (о ней мы будем говорить особо), Художник и Муза – «Любовь и светлая
печаль здесь кистью вырваны из плена …»
*Тема
Взаимоотношений с людьми – своеобразные этические максимы: «Не принимайте
тех людей…»
*Тема
Природы.
Как
мы видим – темы обширные, общезначимые. Внутренняя лаборатория поэта многогранна,
а алхимия души человеческой – процесс многотрудный и долгий…
Я порою вел себя безбожно…
А потом, наедине с душой,
Было гадко, стыдно и тревожно,
Все казалось суетным и ложным,
И хотелось плакать над собой…
Образ
лирического героя Александра Трифонова – этого «бродяги среди пилигримов»,
что «перепутал место и время», этого «подкидыша XX века» - «прекрасного
прошлого семя» - образ сложен, глубок, правдив. Лирический герой – натура
неординарная, честная, ищущая, рефлексирующая, мучающаяся «вечными вопросами»
о смысле и цели в жизни:
Я под звездами часто
Ночами стою в тишине;
И мучительно думаю,
В чем заключается смысл
Моего бытия на планете загадок –
Земле?
(«Забери
меня, ветер, туда,»)
пытающаяся
– в напряженном духовном поиске – определить собственное назначение:
Я узнал свой жребий. Он не сладок.
Мой удел – не для себя гореть.
Лирическому
герою Александра Трифонова необходимо всегда постичь большее, чем другим…
и «шагнуть за грань очерченного круга», «презрев как ложь соблазны бытия»,
и исследовать природу вещей… В лирическом герое идет беспрерывный напряженный
духовный поиск, вечный поиск совершенного, идеального, поиск Гармонии в
пространстве Вечного…
«Вечные»
же вопросы и ответы на них лежат не на поверхности реальности, и потому
этот духовный поиск и ведет лирического героя Александра Трифонова к философским
глубинам, к метафизическим тонким запредельным смыслам…
Лирический
герой трагически одинок в «мире жестоком» людей, ведь «мир человеческий
обманчив». Часто он высказывает желание убежать – уйти туда, «где с душою
в ладах », «где нет обмана и разлуки» («Забери меня, ветер, туда»; «Я позову
тебя туда,»).
В
другом своем стихотворении Поэт высказывает свою сокровенную интуитивную
мысль:
Мне голос был загадочный, он звал
В неведомое братство мировое.
Внутренний
мир лирического героя все более усложняется, чтобы вновь вернуться к простоте
– к Истине. В лирическом герое Александра Трифонова пульсирует сложная
и напряженная духовная жизнь, непрестанно идет процесс созревания души:
внутреннее пространство обогащается новыми смыслами, красками, оттенками
и нюансами, приобретая редкое качество – синтез.
От
любовной лирики к Метафизике Любви…
«И
тихим будет зов души моей…»
Динамизм
любовной лирики поэта
Из
всех перечисленных тем наиболее тщательно разработана Александром
Трифоновым тема Любви, в которой постепенно проявляется метафизическое
мышление поэта. Потому возможно говорить об Эволюции образа Любви в пространстве
его любовной лирики.
Любовную
лирику отличает внутреннее развитие, динамичность (глубинный процесс движения
от любовной лирики к Метафизике любви), экспрессия, общее трагическое звучание,
акцентирование уникальности чувства Любви, глубочайшее благородство, просветленная
нежность, трепетность, глубина мыслечувствований, изящный, гибкий, выразительный
слог, плавность интонационного строя.
«Лира,
воспевшая печаль любви» во всем пространстве любовной лирики Александра
Трифонова звучит чисто, мудро и высоко.
…В
начале XX века Федор Сологуб писал: «Все мы любим так же, как понимаем
мир.» Любовь сурово – проницательного лирического героя Александра
Трифонова трагична: мир для него – «мир чужой и тайный», жестокий, в нем
«правит бал сплошная ложь». Лирический герой – романтик в отношениях любви,
отсюда еще больший трагизм его чувства любви. Герой проходит трудный путь
обретения в Любви целостности и гармонии.
В
Эволюции образа Любви (образ лирического героя и Любимой, их взаимоотношения)
необходимо выделить 3 взаимообусловленных этапа или периода:
Первый – Вера в любовь лирического героя (10 – 11 стихов);
Второй– Утрата веры, разочарование, опустошение, внутренняя стагнация,
уход в сны, грезы… (30-32 стиха);
Третий – Обретение лирическим героем веры в Любовь на новом духовном витке
– процесс мучительный и долгий; по сути «Второе духовное рождение» (8-9
стихов) – «Метафизика Любви»
На
этом тернистом пути Восхождения к внутренней Гармонии – целостности, к
Любви – Мудрости – Истине, с лирическим героем происходят глубинные
духовные изменения…
Поэтическая
палитра поэта Александра Трифонова обогащается и утончается по мере духовного
роста и эволюции его лирического героя. В пространстве любовной лирики
Слово для Поэта – всегда Музыка…
Рассмотрим
несколько подробнее Эволюцию духовного роста лирического героя. |