Предыдущие Новости декабрь 2005 /январь 2006г. Следующие Новости

Новые кольца и луны Урана
Новые кольца и спутники Урана Космический телескоп имени Э.Хаббла продолжает свои открытия. Вскоре после обнаружения двух новых спутников Плутона (см. наши предыдущие новости), команда астрономов, работающих с КТХ, заявила об открытии двух новых колец, и двух новых спутников планеты Уран!
Вот так, без необходимости организовывать полеты очередных дорогостоящих межпланетных космических аппаратов, наземная астрономия движется вперед, раскрывая перед нами тайны солнечной системы. Новые кольца Урана находятся на расстоянии вдвое большем от планеты, чем известные ранее. По всей видимости они состоят преимущественно из темных пылевых частиц, в отличие от известных "ледяных" колец Сатурна.
Интересно, что первая система колец была тоже открыта с Земли, когда 10 марта 1977 года астрономам Джеймсу Эллиоту (James L. Elliot) и Эдварду Данхэму (Edward W. Dunham) удалось пронаблюдали покрытие Ураном достаточно яркой звезды 8.8m в созвездии Весов с борта специальной обсерватории на борту самолета (Воздушная обсерватория Койпера). В тот раз звезда исчезала и вновь появлялась в течении 5 раз перед и после покрытия диском планеты. Существование колец вокруг Урана было подтверждено КА Вояджер 2, пролетевшим вблизи планеты в 1986 году. К 2005 астрономам было известно уже 13 колец Урана. Но, новые кольца расположены вдвое дальше от планеты! И, по всей видимости, один из новых спутников Урана каким-то образом подпитыает эту систему, поставляя в нее новые пылевые компонеты. Все это свидетельствует о том, что система колец Урана достаточно молода и динамична. Подробнее из первоисточника.

Миссия к Плутону
КА Новые Горизонты. Credit: NASA/KSC Да, с Земли мы можем увидеть многое... Но все-таки исследования планет с близкого расстояния выглядят более предпочтительными. 17 января 2006 года с космодрома на мысе Канаверал во Флориде успешно осуществлен старт КА "Новые Горизонты" - первого космического аппарата, предназначенного для полета к Плутону. Хочется отметить, что все другие главные планеты солнечной системы уже удостаивались чести быть исследованными вблизи. И лишь для Плутона долгое время не находилось средств. Ученым с большим трудом удалось убедить американское правительство в необходимости финансировать это исследование. Одно время существовал даже публичный сайт в поддержку проекта, на который шли письма со всего мира (мы тоже приняли участие в этой акции). И вот - свершилось!
Самый быстрый из всех космических аппаратов землян уже на пути к цели. Всего за 9 часов(!) полета он пересек орбиту Луны. Еще чуть более года понадобится, чтобы достичь Юпитера и совершить гравитационный маневр в его поле тяготения. Это беспрецедентно быстрый полет и тем не менее, даже после дополнительного ускорения со стороны самой большой планеты солнечной системы, прибытие "Новых Горизонтов" к Плутону ожидается только в середине 2015 года! На большей части всего полета КА будет "спать" - примерно раз в неделю он будет посылать короткие радиосообщения о своем техническом состоянии. И только раз в год ученые будут устраивать ему легкую побудку - активировать приборы, проверять их калибровку и уточнять курс, внося при необходимости соответствующие коррекции...
Полезная нагрузка "Новых Горизонтов" включает пару видеокамер, четыре спектрометра (ИК, УФ и два для заряженных частиц), детектор космической пыли и специализированный радиоприемник. Электроэнергию для работы аппаратуры должен обеспечить небольшой радиоизотопный генератор, способный развивать мощность до 200 ватт (использовать солнечные батареи на таких больших расстояниях от Солнца не имеет смысла)... Подробнее
Среди "не очень полезной нагрузки" хочется выделить CD с автографами жителей планеты Земля. Надеюсь, что и вы успели попасть в их число...

Очередной взрыв на Луне!
Место падения Во второй половине декабря появилось сообщение о том, что исследователям вновь удалось зафиксировать падение метеорита на поверхность Луны! Согласно модельным расчетам, явление кратковременной вспышки на неосвещенной стороне нашего спутника, зафиксированное Робертом Саггсом (Rob Suggs - Marshall Space Flight Center) с помощью усовершенствованной веб-камеры и небольшого телескопа 7 ноября этого года, скорее всего является фактом падения на Луну небольшого метеороида из потока Таурид. По всей видимости 12-см космический обломок кометы 2Р/Энке врезался в лунную поверхность со скоростью около 27 км/с, образовав новый кратер диаметром около 3 метров и глубиной порядка 40см. Энергия взрыва была эквивалентна взрыву 70 кг тротила, и тем не менее вспышка едва достигла 7 звездной величины - яркость недостаточная для фиксации невооруженным глазом, но вполне доступная обычному биноклю. Конечно, такой маленький кратер недоступен для прямых наблюдений даже с помощью упомянутого выше космического телескопа им. Э.Хаббла (его предел для Луны составляет порядка 60м). Тем не менее, наблюдавшееся падение свидетельствует о том, что процесс кратерообразования на Луне продолжается и сегодня. И продолжает серию наблюдений, выполненных в 1999 и 2001 годах, когда во время метеорных штормов метеорного потока Леонид наблюдателям удалось зафиксировать около полудюжины падений метеороидов на поверхность нашего спутника (достигавших в пике от 7m до 3m). Очень перспективное направление для исследований силами любителей астрономии! Тем более, что для наблюдений вам достаточно небольшого телескопа, оснащенного обычной веб-камерой. Особенного внимания заслуживают даты действия больших метеорных потоков, во время максимума которых Луна будет в подходящей фазе. Для наступившего 2006 года такими потоками станут Квадрантиды, Лириды, эта и южные Аквариды, Ауригиды, Леониды, Геминиды и Урсиды!!!

"Звездная пыль" вернулась на Землю
Stardust вошел в Земную атмосферу Семь лет скитаний по солнечной системе. Более 4 миллиардов километров в пути. Долгожданная встреча с кометой Вилд-2. Успешные снимки ее ядра с наилучшим до 2005 года разрешением деталей на его поверхности... Ну и конечно же, забор частиц из хвоста кометы и частиц солнечного ветра - таков итог программы Stardust (дословно -"Звездная пыль"). Специальные заслонки, закрывающие уникальные ловушки с пористым материалом из кремния (отдаленное подобие "стерильной стекловаты"), несколько раз раскрывались по команде с Земли. И тогда Стардаст, подобно рыболовецкой шхуне, тралил межпланетное пространство в надежде поймать в свои сети нечто уникальное (для настоящих ученых каждая пылинка - "витаминка", особенно если она отловлена в открытом космосе). И вот, 15 января 2006 года, в точном соответствии с намеченным планом, спускаемая капсула космического аппарата с образцами пыли из космоса, успешно приземлилась в намеченном малонаселенном районе вблизи границы штатов Юта и Невада в США.
Спускаемая капсула КА StardustПосле неприятности с "Генезисом" ученые учли все нюансы. В воздухе дежурил специальный самолет-обсерватория DC-8, с борта которого и был сделан снимок вошедшего в земную атмосферу Стардаста (болид на рис. слева вверху). После аэродинамического торможения, во время которого спускаемая капсула с веществом испытала жуткий разогрев до 4000 градусов, сработали двигатели торможения и парашюты. На этот раз все прошло без особых проблем, и капсула с образцами межпланетной пыли (по оценкам ученых в ловушках аппарата может находиться до миллиона различных микропылинок) попала в руки исследователей в наилучшем виде (см. рисунок). Сейчас капсула уже доставлена в специальную лабораторию и вскрыта для изучения... Детали из первых рук

Кортко о разном:
Комета Pojmanski 17.425 января - фрагмент снимка И новая комета, и новая звезда! Очень удачно начался года для польского автоматического патруля ASAS-3. Так, 5 января Грэгорж Пожмански (Grzegorz Pojmanski) сообщил, что ПЗС снимках камеры ASAS3V (65/180 мм), обнаружен новый диффузный объект, отсутствующий в списке Центрального Бюро Астрономических телеграмм и их базе комет/астероидов.
Впервые объект был виден на снимке 29 декабря, но его движение и кометная природа обнаружены по снимку 1 января... И подтверждены снимками 4 и 5 января (~12m). Сейчас комета видна только из южного полушария, но она движется к перигелию, и в конце февраля может достичь блеска в 6.5 звездной величины!
P.S. На снимке Терри Лавджоя вы видите как выглядела комета 17 января. Интересно, что этот снимок получен вообще без телескопа! Цифровой Canon 300D с обычным объективом (F=50мм, 1:1.8) - 10 экспозиций по 15 секунд... Подождем, скоро эта комета появится и на нашем небе!
      А уже 20 января на снимках ASAS-3 в созвездии Кита была обнаружена "лишняя" звездочка 12.1m, которая была подтверждена наблюдениями 21 января (~12.5m). Примерные координаты возможной Новой Кита (есть шанс, что это не чисто новая, а карликовая - т.е. вспыхивающая типа U Близнецов):
Пр.восх. 02h 33m 21.398s,       Склонение: -10° 47' 04.55"       (J2000)
Карта со звездами сравнения с сайта AAVSO.

Еще одна пара интересных переменных звезд ждет своих исследователей. AAVSO обратилась к любителям астрономии по всему миру включить в свои наблюдетельные программы V426 Змееносца, которая будет наблюдаться с помощью орбитальной рентгеновской обсерватории XMM Newton в конце февраля - начале марта (подробнее). И необычную цефеиду W Девы по просьбе д-ра Дж.Валленстейна, который будет наблюдать ее на 3.5 метровом телескопе до конца января 2006г. (подробнее)...