Введение   Свойства   Обработка   Описания
 
На странице:
Агат
Общие сведения
Разновидности
Месторождения
Искусственное окрашивание
Развитие промысла
История обработки
Применение агатов
Техника работы по камню
Иллюстрации



Камни от А до Я

А
Авантюрин
Авантюриновый полевой шпат (солнечный камень)
Агат
Азурит (медная лазурь)
Аквамарин
Аксинит
Актинолит (лучистый камень)
Алебастр
Алмаз
Альмандин
Амазонит
Амблигонит
Аметист
Аметистовый кварц
Ангидрит
Андалузит
Апатит
Апофиллит
Арагонит
Арагонитовый гороховый камень (шпрудельштейн)
Б
Барит (тяжелый шпат)
Баритокальцит
Бенитоит
Бериллонит
Бингемит
Бирюза
Благородная шпинель
Благородный берилл
Бразилианит
В
Варисцит (юталит)
Везувиан (идиокраз, вилуит)
Вивианит
Виллемит
Витерит
Вульфенит (желтая свинцовая руда)
Г
Гагат (черный янтарь)
Гамбергит
Ганит
Гаюнн
Гейлюссит
Гелиотроп
Гематит (кровавик)
Гемиморфит
Гиперстен
Говлит
Горный хрусталь
Гроссуляр
Д
Данбурит
Датолит
Демантоид
Диопсид
Диоптаз (медный изумруд)
Доломит
Древесный агат (дендр-агат)
Дымчатый кварц
Дюмортьерит
Ж
Жадеит
Жемчуг (перл)
З
Золото самородное
И
Изумруд
К
Кальцит (известковый шпат)
Карнеол (сердолик)
Касситерит (оловянный камень)
Кианит (дистен)
Кобальтовый кальцит
Колеманит
Кораллы
Кордиерит (дихроит, водяной сапфир, иолит)
Корнерупин (призматин)
Кошачий глаз
Крокоит (оранжевая свинцовая руда)
Куприт (красная медная руда)
Курнаковит
Л
Лабрадор
Лазулит
Лазурит (ляпис-лазурь)
Ландшафтный (пейзажный) мрамор, или руинный мрамор
Лейцит
Лунный камень
М
Магнетитовый жад
Малахит
Манганотанталит
Молдавит (бутылочный камень, водяной хризолит, влтавит)
Морская пенка (сепиолит)
Моховой агат (моховик)
Мраморный оникс («египетский алебастр», «восточный алебастр»)
Н
Натролит
Нефрит
О
Обсидиан
Окаменелое дерево
Окаменелости
Опал
Ортоклаз
П
Перидот
Периклаз
Перистерит (беломорит)
Перламутр
Петалит
Пирит (серный, железный колчедан)
Пироп
Празем
Празиолит
Пренит
Прустит (светлая красная серебряная руда)
Пурпурит
Р
Родонит
Родохрозит
Розовый кварц
Рубин
Рутил
С
Санидин
Сапфир
Сардер
Сера самородная
Серебро самородное
Серпентин
Сидерит (железный шпат)
Сингалит
Синий кварц
Скаполит (вернерит)
Слоновая кость
Смарагдит
Смитсонит (цинковый шпат)
Содалит
Соколиный глаз
Спессартин
Сподумен
Сфалерит (цинковая обманка)
Т
Танзанит
Тигровый глаз
«Тигровый железняк»
Титанит (сфен)
Топаз
Тугтупит (олений камень)
Тулит
Турмалин
У
Уваровит
Улексит (боронатрокальцит, телевизионный камень)
Ф
Фенакит
Флюорит (плавиковый шпат)
Фосгенит (роговая свинцовая руда)
Х
Халцедон
Халькопирит (медный колчедан)
Хризоберилл
Хризоколла
Хризопраз
Ц
Целестин
Церрусит (белая свинцовая руда)
Цинкит (красная цинковая руда)
Циркон
Цитрин
Ш
Шаровой диорит (корсит, наполеонит, орбикулит)
Шеелит
Э
Эвклаз
Энстатит
Эпидот (пистацит)
Я
Янтарь
Яшма

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26                       Основные драгоценные камни

Агат

Название «агат» происходит, по-видимому, от реки Ахатес в Сицилии (ныне, возможно, это Дирилло Караби или Каннителло), где находилось одно из месторождений, разрабатывавшихся в античные времена. Агатом называют крипто- и микрокристаллические агрегаты минералов кремнезема - халцедона (преобладает), кварца, кварцина, реже низкотемпературного кристобалита с отчетливо выраженной концентрической зональной или плоскопараллельной полосчатостью. Отдельные полосы могут различаться по окраске или же быть однотонными. Агаты ныне исчерпанных немецких месторождений были от природы окрашены в нежные красноватые, розовые и коричневатые тона. Красноватые полосы чередовались в них с четкими голубовато-серыми. Южноамериканские агаты имеют обычно невыразительную голубовато-серую окраску, и их, как правило, подкрашивают. Степень прозрачности агатов различна: они бывают от почти прозрачных до непрозрачных. Но в тонких пластинках большинство агатов просвечивает. Агаты выполняют округлые пустоты в миндалекаменных лавах, чаще всего в мелафирах и порфиритах. Иногда такие миндалины достигают 1 м в диаметре, но обычно не превышают 10 см. Кроме того, известны и поздние гипергенные выполнения агатом мелких пустот в кавернозных известняках. Полосчатый рисунок в них возникает благодаря ритмичной кристаллизации. Существуют различные мнения о ее ходе и причинах. Ранее считалось, что в лавах в пустотах от газовых пузырей происходит раскристаллизация последовательно вновь и вновь поступающих порций растворов, богатых кремнекислотой, и каждая новая порция кристаллизуется в виде отдельной полосы. Ныне доминирует точка зрения, согласно которой агаты образуются одноактно, на поздней стадии формирования материнских пород, причем раскристаллизация капель коллоидальной кремнекислоты происходит по мере остывания лавы - от периферии к центру миндалины. Отдельные полосы чаще всего субпараллельны внешним контурам миндалины. Толщина их хотя и различна от полосы к полосе, но выдержана по всему периметру каждой из них. При выветривании по наружному и верхним слоям миндалины образуется белесая корочка.

Если миндалина выполнена халцедоном не полностью, внутри нее создаются условия для свободного роста кристаллов горного хрусталя, аметиста или дымчатого кварца; иногда в таких полостях встречаются также кристаллы кальцита, гематита, сидерита или цеолитов. Пустоты, стенки которых покрыты наросшими кристаллами, называют жеодами.

К началу страницы


Разновидности

В зависимости от рисунка и структуры в научной и торговой номенклатуре существует множество названий агатовых разновидностей.
Глазчатый агат (подвид концентрически-зонального агата) - рисунок состоит из концентрических колец с точкой или пятном в середине.
Дендр-агат - это, собственно, не агат, а халцедон с включениями дендритов.
Концентрически-зональный агат имеет кольцевые концентрические полосы.
Крепостной (бастионный) агат - рисунок на камне напоминает план старинной крепости.
Ленточный агат - полосы параллельны внешнему контуру миндалины.
Моховой агат - бесцветный, полупрозрачный халцедон с моховидными включениями волокон амфибола или других силикатов. Никаких полос у него нет, поэтому он, в сущности, не вполне агат.
Обломочный (руинный) агат - раздробленный и залеченный кварцем агат.
Пейзажный (ландшафтный) агат - дендр-агат, в котором расположение дендритов и общий рисунок камня напоминают пейзаж.
Псевдоагат - по внутреннему строению (полосками и жеодой с пустоткой) напоминает агаты, но его внешний контур не похож на миндалину; величина этих образований - до 0,75 м. Способ образования пока не установлен. Месторождения известны с недавних пор в рыхлых породах Бразилии. В англоязычной литературе их называют полиэдрическими кварцами.
Трубчатый агат - агат, пронизанный подводящими канальцами.
«С а р д» - агат с плоскопараллельными внутренними слоями.

К началу страницы


Месторождения

Одни из самых значительных месторождений агата до начала XIX в. были известны в Идар-Оберштейне (Пфальц, ныне территория ФРГ). Сейчас они исчерпаны. Здесь встречались агаты самых разнообразных расцветок: серые и красные, розовые и желтые, коричневые и бледно-голубые, не нуждающиеся в подкраске. Некоторые из миндалин были размером с голову или даже больше. Теперь важнейшими поставщиками агатов являются Уругвай и Бразилия. Месторождения там были открыты в 1827 г. переселенцами из Идар-Оберштейна. Агаты, залегающие в коре выветривания и в осадках рек, образовались в мелафировых эффузивах. Совместно с агатами здесь добывают аметист, халцедон, цитрин и карнеол. Встречаются миндалины массой до нескольких центнеров. Окраска агатов преимущественно серая, подчас полосы едва различимы. Привлекательный вид камни приобретают лишь после окрашивания. Бразильские агаты - весьма благодарный материал для вырезывания гемм. Прочие, хотя и менее крупные, месторождения агатов находятся в Китае, Индии, на Мадагаскаре, в Монголии, СССР (Закавказье, Тиман и др.), в Мексике и в США. В штате Орегон (США) известны так называемые «громовые яйца» - обособления полосчатого агата с морщинистой поверхностью и иногда со «звездчатым» ядром.

[Эти образования представляют собой типичные литофизы, связанные с кислыми лавами типа риолитов. В СССР подобные месторождения имеются на Урале, в районе Магнитогорска, а также на Дальнем Востоке и Северо-Востоке, где они приурочены к кислым вулканическим стеклам - перлитам. Большой известностью пользуются россыпные месторождения агата, в частности Тулдунское (Еравнинское) в Бурятии. - Пер.]

К началу страницы


Искусственное окрашивание

Месторождения Южной Америки поставляют на рынок агаты, имеющие в естественном виде невыразительную серую окраску; рисунок в них едва различим, а то и вовсе не виден. Лишь окрашивание придает им привлекательный облик, выявляя красоту и необычайность их строения. Искусство окрашивания агатов было известно еще в Древнем Риме. Наивысшего расцвета оно достигло в Идар-Оберштейне, где им овладели в 20-е годы прошлого века. Это обусловило возникновение здесь одного из самых значительных в Европе центров обработки агатов и других цветных камней. Способность к окрашиванию у различных полос агатов неодинакова: она определяется их пористостью, толщиной волокон минералов кремнезема и содержанием воды. Белые полосы, состоящие из плотных агрегатов кварцина или кварца, почти или совсем не впитывают красящее вещество. Специалисты называют их «твердыми», в отличие от хорошо окрашивающихся - «мягких». Тонкости технологии окрашивания агатов хранятся в секрете. Как правило, применяются неорганические красители, так как действие органических красителей слабее и окраска часто оказывается неустойчивой. Перед окрашиванием, вслед за очисткой их нагретыми кислотой или щелочью, агатам придают окончательную форму и шлифуют.
Красная окраска, имитирующая карнеол или сардер, достигается оксидом железа. Агат помещают в раствор азотнокислого железа и затем «обжигают» (то есть сильно нагревают). Варьируя технологию этого процесса, удается добиваться различных тонов Красного цвета. Желтые слои становятся красными за счет одного лишь прокаливания.
Желтая окраска получается тоже с помощью оксида железа. Пропитка агатов соляной кислотой с последующим легким нагреванием приводит к появлению лимонно-желтого цвета.
Черная окраска, имитирующая оникс, получается с помощью углерода. Агаты выдерживают в концентрированном сахарном растворе, а затем обрабатывают нагретой серной кислотой. Это приводит к появлению у агатов глубокого черного цвета. В последнее время для черной окраски применяется также нитрат кобальта.
Коричневая окраска, имитирующая сардер. Варьируя приемы, используемые для черной окраски агатов, можно добиться получения коричневой окраски.
Зеленая окраска, имитирующая хризопраз. Агаты пропитывают раствором солей хрома, а затем подвергают сильному нагреванию до появления зеленой окраски. К такому же эффекту приводит и воздействие нитрата никеля с последующим обжигом.
Синяя и голубая окраска, имитирующая халцедон, достигается применением двухвалентного железа. Агаты сначала помещают в насыщенный раствор желтой кровяной соли (ферроцианида калия), а затем кипятят в железном купоросе.

[Применяются и современные физические методы искусственного окрашивания агатов - путем облучения их потоками частиц высоких энергий (с помощью атомных реакторов).- Пер.]

К началу страницы


Развитие агатового промысла в Идар-Оберштейне

Среди ювелирных камней агат занимает особое место. Он составляет основу уникального промысла с центром в Идар-Оберштейне (Пфальц, ФРГ). Предпосылкой к возникновению этого центра добычи и обработки цветного камня послужили исключительно благоприятные природные условия: находки агатов и яшмы, наличие по соседству твердых песчаников, пригодных для изготовления шлифовальных кругов, быстрые речки, энергию воды которых можно было использовать для вращения валов. Начало обработки цветного камня в окрестностях Идар-Оберштейна восходит к первой половине XVI в. Первое упоминание о мастерской по шлифовке агатов в Идаре датируется 1548 г. Примерно за 100 лет до того в этом районе систематически добывали агаты, яшму и кварц, но обработка их производилась в других местах.

Старая точильня с водяным приводом для шлифовки агатов в Идар-ОберштейнеК концу XVII в. на речке Идар было уже 15, а к началу XIX в.- более 30 шлифовальных мастерских с водяным приводом. В начале XIX в. по мере постепенного истощения здешних месторождений агата многие специалисты стали покидать родину. Но именно это послужило новым импульсом для развития камнерезного дела, так как бродячие музыканты, выходцы из Идар-Оберштейна, странствуя по Бразилии, наткнулись там на крупнейшее месторождение агатов.

С 1834 г. начались первые поступления бразильских агатов в Идар-Оберштейн. А через 30 лет там уже существовало 153 шлифовальных мастерских с водяным приводом. С внедрением парового, а затем и электрического привода в обработке агатов произошла децентрализация. Сегодня этим промыслом занимается множество предприятий.

[Весьма подробно история возникновения и развития «агатового промысла» в Идар-Оберштейне описана в книге Г. Банка «В мире самоцветов» (М., «Мир», 1979).-Пер.]

К началу страницы


Из истории обработки агатов

Наиболее древним способом обработки агатов была их шлифовка на плоских лежачих кусках песчаника. Вероятно, лишь в начале XIV в. осваивается шлифовка при помощи вертикальных кругов из песчаника, вращаемых водяным приводом. Шлифовщики агатов за работой (XIX век)Водяное колесо, находившееся снаружи, приводило в движение ось, на которой (уже внутри мастерской) было закреплено вертикально несколько шлифовальных кругов из песчаника (диаметром примерно 150 см и толщиной 40-50 см). Перед ними располагались, лежа на животе на специальных помостах, шлифовальщики. С силой нажимая на вращающиеся полировальные круги, они производили обработку камня. Рабочая поверхность каждого из кругов была скошена от середины под тупым углом в обе стороны, поэтому на каждом из кругов могли одновременно работать два шлифовальщика. С применением пара и электричества в качестве привода и с введением таких абразивов, как карборунд, стало возможным обрабатывать агаты сидя.

К началу страницы


Применение агатов

Еще 3 тысячелетия назад в государствах Двуречья и в Египте из халцедона и агата вырезали цилиндрические печати, вставки для колец, геммы и мелкие сосуды. Считалось, что агатовый амулет защищает от грозы, утоляет жажду, сообщает мужчине ораторский дар. В настоящее время агат служит материалом для камнерезного художественного промысла, для изготовления колец, брошей, подвесок и особенно гемм; благодаря вязкости и химической стойкости он находит также широкое применение в технике.

К началу страницы


Техника работы по камню

Агаты с плоскопараллельной полосчатостью.

В камнерезном искусстве (глиптике) применяются чаще всего многослойные материалы. Это главным образом агаты с плоскопараллельными полосами. Как правило, при вырезывании гемм светлый слой располагается над темным. Наилучшим сырьем служат бразильские агаты. Для камей обычно используются двухслойные, в редких случаях - трехслойные камни. Очень редки камеи из многослойных или выпуклых агатов.

Ленточный агат с чередованием черных и белых слоев называют собственно ониксом или арабским ониксом (по-греч. - ноготь). У сардоникса подложка бурая, у корнеол-оникса - красная. Ониксом называют также однотонный халцедон, например «черный оникс» (не путать с мраморным ониксом, который сокращенно тоже называют ониксом). Голубовато-серые тона возникают при очень малой толщине верхнего белого слоя (следствие рассеяния света и просвечивания черной подложки). Такие камни иногда называют «никколо». Их охотно используют для вырезывания гербов и монограмм на вставках в перстни-печатки. Рельефные резные камни называют геммами. Геммы с заглубленным изображением, используемые как печатки, называются инталиями, а выпуклые резные изображения - камеями.

В природном агате не так уж часто можно встретить четко окрашенные полосы, присущие арабскому ониксу, сардониксу или карнеол-ониксу. Поэтому камни для гемм обычно приходится подкрашивать. Искусственно окрашенные аналоги называются так же, как и соответствующие природные камни. Недавно появились ониксы, изготовленные из неслоистых однотонно-серых, но хорошо поддающихся окраске халцедонов. Блоки халцедона в форме кирпичиков пропитываются раствором хлората кобальта и нашатыря, что придает камню черный цвет. Затем соляной кислотой окраска вновь выщелачивается из поверхностного слоя халцедона на глубину до 1 мм. Если теперь распилить этот блок пополам, то оба камня на распиле будут черными с белой поверхностью. Однако полученный таким образом черный цвет как будто бы не очень стоек. Известны также склеенные дублеты: пластинка белого природного халцедона наклеивается на черную, искусственно окрашенную.

[Ониксы - агаты с плоскопараллельными слоями - используются не только в камнерезном искусстве, но и в ювелирном деле: для вставок в перстни, браслеты, броши. Оникс пользовался большой известностью уже в глубокой древности. Правда, на Востоке, в арабских странах и в Китае, он слыл несчастливым камнем, зато на Западе (у франкских племен, в Греции, да и у народов Закавказья) весьма ценился как излюбленный материал для гемм, амулетов и ювелирных украшений. - Пер.]


Техника резьбы по камню.

Резчик по камню за работойГлавным инструментом резчика по камню служит маленький токарный станок с горизонтальным валом, на котором закрепляются по мере надобности различные рабочие головки в форме дисков, шариков, конусов или игл, В штативах резчика имеется набор таких мелких инструментов - штихелей. Вал станка с электроприводом делает 3000-5000 об/мин. Гравер вручную подносит камень к шпинделю токарного станка. При этом необходима высочайшая точность движений и развитое «чувство камня».

Вращающиеся резцы непрерывно смазывают алмазной пастой на растительном масле, тем самым, охлаждая их и в то же время придавая шершавость их поверхности за счет вдавливания при гравировке в мягкую сталь инструмента мельчайших частиц алмаза.

Полировку производят с помощью специальных паст на валках или дисках из различных мягких материалов (дерева, кожи и др.), смачиваемых водой. При этом заодно удаляются оставшиеся на камне штрихи предварительной разметки, процарапанные металлическим штифтом. Сравнительно недавно в камнерезном искусстве стали применять гибкие приводные валы, однако пока их используют только для обработки таких скульптур, заготовка для которых слишком тяжела, чтобы удерживать ее в руке.

К началу страницы


Агат

1. Миндалина ленточного агата в разрезе, Уругвай. 1:3.
2. Миндалина глазчатого агата в разрезе: концентрический узор, Индия. 2:3.
3. Миндалина концентрически-зонального агата в разрезе, Индия. 2:3.
4. Миндалина глазчатого агата с эксцентричным глазком в разрезе, Индия. 2:3.
5. Агатовая миндалина с жеодой, Мексика. 2:3.
1. Миндалина «сарда» с плоско-параллельной внутренней полосчатостью в разрезе, Бразилия. 1:3.
2. Миндалина крепостного агата в разрезе. Контуры рисунка напоминают крепость в плане с углами, выступающими как бастионы, Бразилия. 1:3.
3. Миндалина. Трубчатый агат с многочисленными каналами в разрезе, Идар-Оберштейн (ФРГ). 1:2.
1. Агатовая миндалина в разрезе: а - естественный цвет камня; b-е - примеры различного окрашивания, Бразилия. 1:3.
2. Псевдоагат, Бразилия. 1:2.
3. Обломочный (руинный) агат (выполнение жилы), США. 1:2.
1. Вазочка из бразильского агата диаметром 11,2 см и высотой 6,5 см.
2. Вазочка из бразильского агата диаметром 14 см и высотой 4 см.
1. Агатовое яйцо. 2. Агатовая подвеска. 3. Кольцо из агата. 4. Агатовая ступка. 5. Агатовые рукоятки столовых приборов. 6. Агатовая рукоятка маникюрного инструмента. 7. Агатовая рукоятка ножа для бумаги. 8. Агатовая вставка. 9. Агатовая печатка. 10. Агатовая коробочка. 11. Зубоврачебный инструмент из агата. 12. Агатовый нож для бумаги.
Последовательность операций при изготовлении камней.
1. Из полосчатого агата (он показан в виде фона) вырезается фрагмент с разноцветными плоскопараллельными полосами.
2. Из фрагмента в свою очередь можно нарезать несколько двухслойных камней.
3. Нижний слой (подложка) окрашивается в черный или коричневато-красный цвет. Верхний слой остается белым - он не поддается окрашиванию.
4. Грубо намечаются контуры будущего изображения. Для массовых изделий пользуются шаблонами.
5-8. Иллюстрируется процесс создания камеи. Опыт, чувство камня и мастерство резчика придают камее индивидуальность.
9. Конечный результат - пример мастерского владения искусством резьбы по окрашенному ониксу.
1, 2. Ониксовые вставки с современной абстрактной гравировкой. 3. Камея - гравировка «с тенью», бразильский оникс. 4. Камея - женская головка, «парижский стиль», оникс. 5. Камея из карнеола-оникса. 6. Инталия из бразильского оникса. 7. Рельефная гравировка со светотенью, бразильский оникс. 8. Монограмма, бразильский оникс.

К началу страницы