Центр дистанционного образования «Эйдос»
Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года»

Страница участника 10-го Всероссийского конкурса
«Дистанционный учитель года»

WEB-справочник для педагогов и старшеклассников
«Как разработать социальный проект»

Социальные пробы и практики - пути движения к проекту.
Типичные ошибки проектировщиков

Структура социального проектирования

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект
Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.
Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.
Социальное проектирование — цельное комплексное явление, и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом.
В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

  • социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
  • социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
  • социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
  • социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые,
вовлеченные в проектирование
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено
подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные
подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности,
общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с
одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному
проектированию, а с другой — базой, основой проектирования.
Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри
предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно
с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка,
целью которой является освоение содержания понятия «социальное
проектирование» и основных навыков его проведения.

 
       
  (С) Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года», 1999-2008
(С) Антонюк С.В., 2008
http://eidos.ru/dist_teacher/
E-mail: teacher@eidos.ru
 
Дистанционные консультации