"Введение в творческое наследие голландского художника Мориуса Корнелиуса Эшера"

Семич Иван, учащийся центра обазования, факультет мировой художественной культуры, руководитель Мироманова Валентина Михайловна

1. Введение

Творчество голландского художника М. К. Эшера (1898-1972) принадлежит ХХ веку. На судьбу этого мастера выпала долгая творческая жизнь. Он был свидетелем многих исторических событий своего века
Интерес к творчеству данного мастера возник неожиданно для меня самого.
Работы голландского художника Мориуса Корнелиуса Эшера обратили на себя внимание когда я листал старые журналы и решал различные головоломки, ребусы. Уже позже я узнал, что его работы более двадцати раз публиковались в физико-математическом журнале "Квант"1 и широко известны математикам, физикам и программистам. Общепринято мнение, что математическое начало доминирует в творчестве Эшера2, поэтому художественные критики долго не признавали его. Тем не менее, гравюры Эшера изображают не мир формул, а красоту мира.
Эшер стоит особняком среди своих западноевропейских собратий. Его творчество глубоко отлично по своему существу от произведений сюрреалистов, с которыми, казалось бы, оно имеет некоторое внешнее сходство. Однако интеллектуальный склад гравюр Эшера коренным образом противоположен алогичным творениям сюрреалистов. Эшера всегда раздражало полное отсутствие логики и связи с реальностью в их произведениях, принципиальная неразрешимость их так называемых "загадок". У Эшера, если загадки зрителю и ставятся, то только для того, чтобы продемонстрировать логические методы их разрешения. Он как бы призывает нас восхититься сложностью путей построения действительной жизни, так как показывает не только конечный результат, но и те законы, при помощи которых он достигнут. Отсюда бесконечная тщательность и детальность его гравюр, их глубокая продуманность. Работы Эшера носят характер исследований, он делает гравюры, чтобы сообщить о своих открытиях, о своих решениях тех или иных интеллектуальных проблем, связанных с изображением трехмерного пространства на двумерной плоскости. Он критически изучает законы классической перспективы и экспериментирует с неевклидовой геометрией Лобачевского. Но наиболее близки идеи Эшера представителям так называемого творческого течения "оп-арт".
Далее я встречался с творчеством художника в совершенно неожиданных ситуациях. Например, в журнале посвященному современному дизайну я обнаружил будуар выполненный в стиле Эшера.
Вскоре я не сомневался, что Эшер актуальный и очень современный художник и я поставил перед собой цель изучить творчество этого мастера. И своё изучение я начал не с математических аспектов творчества. Я погрузился в мир художественно - философских идей, ради воплощения которых в художественной форме Эшер использовал такие необычные образы.
Нужно отметить - окружающий мир, природа, являлась для Эшера источником вдохновения. Интересно высказывание художника: "Если мы создаем мир, то пусть он будет не абстрактным и туманным. Пусть он будет представлен конкретными узнаваемыми вещами", - в котором он сформулировал своё творческое кредо.
Основными источниками изучения творческого наследия этого мастера для меня стали ресурсы сети интернет. Увлекательные путешествия по виртуальным музеям позволили мне погрузиться в мир художественных образов Эшера. Технические возможности интернета в какой-то мере восполнили отсутствующую специальную искусствоведческую литературу. Стоит отметить некоторых авторов которые помогли мне в работе над данной темой, среди них, К. Ливитин, А. Волошинов есть смысл отметить, что изучая творчество Эшера мне пришлось прикоснуться к анализу и критике основных направлений модернизма.
Во время работы над данным исследованием я столкнулся с всевозможными искусствоведческими терминами разобраться с которыми мне помогли специализированные словари, такие как, "Путеводитель по архитектурным формам" 3 , "Иллюстрированный художественный словарь" .
Почему Эшер в своём творчестве использовал такие необычные образы? Чтобы ответить на этот вопрос я погрузился в изучение биографии мастера. А также я попытался проанализировать некоторые композиции этого автора не с математических аспектов, а с художественно-философских.
Итак, методы исследования которые были мною использованы в данной работе можно систематизировать так:
1. анализ информации по выбранной теме, имеющей отношение к изучению биографии Эшера, особенностей отдельных периодов творчества данного автора.
2. анализ композиций мастера, с точки зрения изучение не математических аспектов творческого метода этого художника.
3. изучение специальной литературы, посвященной проблемам теории и истории изобразительных искусств.
В основной части данной работы я и пытаюсь найти ответы на поставленные вопросы.

2. Основная часть. Введение в творческое наследие Мориуса Корнелиуса Эшера
2.1. Некоторые подробности биографии художника

Мне удалось узнать, что Голландский художник Морис Корнелиус Эшер (Maurits Cornelis Escher) родился 17 июня 1898 года в Леевардене, административном центре голландской провинции Фрисландия. Он был третьим сыном инженера Г. А. Эшера и его второй жены, дочери министра. В доме, котором родился Эшер, сейчас находится музей. С 1907 года Морис учится плотницкому делу и игре на пианино. В 1912-1918 годах он обучается в средней школе. Оценки по всем предметам у Мориса были плохими за исключением рисования. Учитель рисования заметил талант у мальчика и научил его делать гравюры по дереву.1
Известно, что в 1913 году Эшер в школе религии знакомится с парнем, по имени Бас Кист. Оба интересовались технологией печати. В 1916 году Эшер выполняет свою первую графическую работу, гравюру на фиолетовом линолеуме - портрет своего отца Г. А. Эшера. В 1917 году Эшер посещает мастерскую художника Герта Стигемана, имевшего печатный станок.
В надежде получить диплом архитектора в 1919-1922 годах юный Эшер учится в Школе архитектуры и орнамента в городе Гаарлеме, административном центре провинции Северная Голландия. Там он берет уроки рисования у Самюэля Джесерена де Месквита, оказавшего формирующее влияние на жизнь и творчество Эшера. В последствие, Самуель погибнет от рук нацистов.
В 1921 году семья Эшера посетила Ривьеру и Италию. Очарованный растительностью и цветами средиземноморского климата, Морис сделал детальные рисунки кактусов и оливковых деревьев. Он зарисовал много эскизов горных пейзажей, которые позже легли в основу его работ. Эшер начинает экспериментировать в новом для себя направлении и его гравюры по дереву издаются в юмористическом буклете "Easter Flowers", уже тогда в его работах встречаются зеркальные отображения, кристаллические фигуры и сферы.
Всю весну 1922 года он провел, странствуя по Италии, зарисовывая пейзажи, растения и даже насекомых. Вернувшись домой в июне, Эшер понимает, что уже не может работать в прежних условиях, и решает при первой же возможности вернуться в южную Европу. Он отправляется со своими друзьями на яхте, сэкономив деньги, ухаживая за маленькими детьми друзей. В этом путешествии Морис впервые видит феномен фосфоресцентного моря, который он позже продемонстрирует в картине с одноименным названием. В Испании Эшер присутсвует на корриде и посещает знаменитый мадридский музей "Прадо". Опоздав на экспресс, Эшер проводит 24 часа в поезде местного сообщения, чтобы добораться до Гранады. В Гранаде Эшер посещает Альгамбру, где знакомится с арабскими декоративными стилями и копирует один из них. На корабле Эшер добирается из Испании в Италию.
В марте 1923 года Эшер продолжает работать и путешествовать. В конце месяца в пансион, где остановился Морис, приезжает семья швейцарского промышленника Умикера. Через несколько месяцев Эшер рисует портрет дочери - Джетты Умикер. Вскоре Джетта становится его женой.
В августе 1923 года в Сиене состоялась первая персональная выставка Мориса Эшера, но он уделил этому поворотному для любого художника событию совсем мало внимания. Он был увлечен Джеттой. Счастливая жизнь с женой и ребенком в Риме в конце двадцатых годов оказалась очень плодотворным периодом для Мориса.
Его работы демонстрировались на многих выставках Голландии, а к 1929 году его популярность достигла такого уровня, что за один год прошли пять персональных выставок в Голландии и Швейцарии. Именно в этот период картины Эшера впервые были названы механическими и "логическими".
Потрясающий факт - в начале 1936 года Эшер обращается в корабельные компании с предложением сделать картины кораблей и портов, обслуживаемых компаниями, в обмен на бесплатное путешествие. К его удивлению компания "Адрия" согласилась на его предложение, и в апреле Эшер отправляется в Триест, где в офисе "Адрии" был встречен с большим уважением и учтивостью. На кораблях компании Эшер посещает Венецию, Анкону, Бари, Катанию, Палермо, Геную и несколько других итальянских и сицилийских городов, делает большое количество зарисовок. В итоге были сделаны девять гравюр по дереву. Это было последнее большое путешествие по любимой Морисом средиземноморской Италии. Путешествие было очень удачным, и это было удачное завершение первой фазы карьеры художника.С этого момента графические работы Эшера начинают постепенно приобретать другое направление.
На основе эскизов путешествия он создает свою первую картину невозможной реальности. Картина создана в 1937 г. и называется "Жизнь улицы". На ней мы видим как плоскость стола, за которым сидит невидимый наблюдатель, сливается с плоскостью мостовой улицы. В 1938 году Эшер продолжает эксперименты с мозаиками и трансформациями. Он создает мозаику в виде двух птиц, летящих навстречу друг другу, которая легла в основу картины "День и ночь". 14 июня 1939 года в Гааге умер отец Мориса Эшера. Несколькими месяцами позже Эшер начал работу над одной из самых важных своих картин. В 1937 году он создал гравюру "Метаморфозы", где показано, как один из блоков города превращается в человека. На новой картине "Метаморфозы-2"1 представлена последовательность 10 трансформаций. Это самая большая картина Эшера размерами 19 см на 3.9 м.
В 1941, в связи с событиями Второй мировой войны Эшер с семьей переезжает в Голландию и проживает в городе Барне до самой смерти.
После публикации статей в двух журналах Эшер приобретает известность в Америке. Корреспондент журнала The Studio Израэль Шенкер берет интервью у художника в его доме в Барне. Интервью было сделано в конце 1950 года и опубликовано в начале 1951 года в журнале Time, а позже в журнале Life. Эшер иногда создает модели некоторых объектов для своих картин из глины, дерева, проволоки и других материалов. Например, как рассказывает Джордж Эшер, при работе над знаменитой картиной "Рептилии" 1943 года, где маленькие крокодилы выползают из мозаики, проходят по книгам на столе и опять превращаются в мозаику, он вылепил фигурку крокодила из пластилина и располагал ее последовательно на столе среди других предметов, чтобы нарисовать всю картину. Также с использованием моделей создавалась картина "Дом лестниц", законченная в 1951 году. В 1950 году Морис Эшер обретает популярность как лектор. Тогда же в 1950 году проходит его первая персональная выставка в Соединенных Штатах В 1956-57 годах художник заканчивает несколько своих самых известных работ, включая "Три мира". В середине 50-х годов Эшер объединяет мозаику с фигурами, уходящими в бесконечность. Начав использовать этот прием в работе "Меньше и меньше", он продолжил его в картине "Водовороты" и так далее до своей последней работы "Змеи". В 1959 году Эшер встречается с профессором МакГиллаври, после этого художник выступает на международном конгрессе кристаллографии в Англии на тему симметрии. В 1964 году Эшер снова отправляется в Америку, чтобы повидать сына и прочитать несколько лекций. Но он неожиданно заболел и после операции в Торонто они с женой вернулись в Голландию. Лекции, которые были полностью написаны Эшером, были изданы спустя 20 лет в книге "Эшер об Эшере".
Жена Эшера никогда не была счастлива в Барне и в 1968 году вернулась в Швейцарию, где и провела остаток жизни. Эшер остался в Барне и погрузился в работу. И, хотя здоровье его ухудшалось, он продолжал создавать гравюры по дереву.
В 1970 году после новой серии операций Эшер переехал в новый дом в Ларене (Нидерланды), в котором была студия, но плохое здоровье не давало возможности много работать. Он продолжает переписываться со многими друзьями по всему миру, включая школьного друга Баса Киста.
Была издана исчерпывающая книга о жизни и творчестве художника. Эшер прожил достаточно долго, чтобы увидеть книгу "Мир М. К. Эшера" (The World of M. K. Escher) переведенную на английский язык и остался ею очень доволен. Последняя работа, законченная Эшером - "Змеи".
В марте 1971 года самочувствие художника сильно ухудшилось. Вся семья собралась возле постели больного. 27 марта в возрасте 73 лет Морис Эшер скончался.1


2.2. Эволюция в творчестве Эшера

Интересна история, о парадоксе "Странных Петель". Он возникает, когда, поднимаясь по ступенькам какой-нибудь системы, оказываешься в исходной точке. У Баха в его канонах мелодия, как змея, кусает себя за хвост. Тема Странных Петель - одна из любимых у графика Эшера.
В концепции Странных Петель скрыта идея бесконечности, ведь что такое Петля, как не способ представить бесконечный процесс в конечной форме? Сравнительно недавно, в 30-х годах нашего века, было найдено математическое соответствие этому явлению. Открытие принадлежало австрийскому математику Курту Геделю - вот оно, третье имя "Бесконечной гирлянды"! Австрийцу удалось перевести на язык математики знаменитый парадокс лжеца: "Я лгу". Лжет говорящий, или нет? Если да, значит, его высказывание истинно? Гедель показал, что невозможно с достоверностью доказать ни истинность, ни ложность вышеприведенного высказывания, и это было революционным открытием, так как означало, что математика не всесильна и что поиски "Абсолютной Истины" - занятие бессмысленное, а значит, ни одна достаточно сложная система - в том числе, человек - не способны полностью описать и осмыслить себя самое.
Теорема Геделя имела соответствие и в теории вычислений. Мечтой специалистов по компьютерам было и остается создание искусственного интеллекта. Но возможно ли это, если одно из главных свойств разума - это его способность создавать новые понятия, а компьютеры по определению лишь выполняют заложенные в них программы? Хофштадтер в книге своей утверждает, что парадокс этот кажущийся, что пропасть между разумным и механическим можно преодолеть1.
Есть смысл более подробно остановить внимание на технику печати, гравюры в которой работал Эшер. Эта техника очень трудоемкая, предполагает тщательную подготовку, продумывание композиции. Возможно, именно поэтому Эшер умел выбрать самое основное, немногое, умел откинуть не совсем важные детали.
Творчество Эшера условно можно разделить на несколько этапов:
Первый период 1916-1922 годы. За это время в жизни художника произошли следующие события; Провал выпускных экзаменов в гимназии в1918 году, начало изучения архитектуры в Харлеме, переход в класс графического дизайна в 1919 году, окончание школы искусств и первая поездка в Италию в1921, первая публикация в журнале - Работа "Пасхальные цветы", гравюра на дереве.
В работах данного периода много портретов в технике гравюра на линолеуме, деревянная гравюра, много пейзажей. Работы выглядят простыми, обычными и, глядя на эти картины нельзя сказать, что художник будет великим известным на весь мир. Но уже тогда встречаются математические картины, регулярные разбиения плоскости
Период второй, называемый "Итальянским", пришелся на 1922-1935 гг.
Работы этого периода значительно отличаются от предыдущего. Гравюры поражают своей четкостью, яркость, сложностью, множеством мелких деталей. В основном это разнообразные городские и сельские средиземноморские пейзажи, с множеством крыш, домиков, гористыми улочками и склонами.
В этот период жизни Эшер посетил Альгамбру (Испания), где изучал огромные мозаики, которые поразили его математической сложностью и художественным смыслом. Художник много путешествует по Италии, где встречает будущую жену -Джетту. С
1929 г. Эшер начал работать в технике "Литография" и стал членом ассоциации художников, и уже тогда его работы начинают критиковать за "Излишнюю интеллектуальность"
В 1933 в печать выходит книга "Ужасные приключения схоластики", иллюстрированная работами Эшера.
В 1935 г. Репрессивная политика Италии вынуждает Эшера переехать в Швейцарию. Автопортрет "Рука с отражающей сферой" знаменует конец этого чрезвычайно плодотворного периода. И хотя, судя по названию картины, мы видим отражение художника, создается впечатление, что Эшер поместил себя внутрь сферы, и отгородился от внешнего мира.
Период третий, который можно назвать "Швейцария и Бельгия" продлился с 1935 по 1941 годы, совпал с приходом нацистов в Европу, путешествовать стало труднее. В 1938 году Эшер сосредотачивается на рисовании "Внутренних картин" и почти уходит от рисования натуры. В 1939 г. умирает отец Эшера на 96-м году жизни, а через год умирает мать В целом, это был тяжелый для художника период, что, возможно изменило направленность его творчества. Не случайно, что именно тогда Эшер создает картину, которая стала его "Визитной карточкой" Картина "Метаморфозы-2"
на картине, мы видим цепочку постепенных превращений: квадраты - рептилии -правильные шестиугольники -пчелы - рыбы - птицы- часть города -шахматная доска - квадраты. Все изменения происходят постепенно, и не возможно определить, когда они начались. Такие же постепенные изменения мы видим в картине "День и Ночь", "Циклы", "Рыбы и птицы", "Развитие", Этими картинами художник осмысляет свою жизнь и произошедшие в ней события, изменения своей души, изменение своего отношения к миру.
Следующий период -в 1941 году семья Эшера возвращается в Голландию, в город Барн. Этот город Эшер не покинет до конца жизни. Этот период для художника знаменателен тем, что именно в это время он открывает для себя новые идеи.. Работы именно этого периода часто используются в качестве иллюстраций к научно- популярным статьям. Наиболее известны картины "Рептилии", "Рисующие руки", "Встреча", "Относительность", "Рыбы и лягушки", "Вверх и вниз, "Дом лестниц". Лично, для меня это самый интересный период.
Рассмотрим литографию "Рептилии", которую Эшер создал в 1943 году. В ней заключается идея бесконечности. Мы видим, как живые крокодильчики, выходят из плоскости картины, проходят по книге, которая лежит на столе, по дощечке залезают на правильный многогранник и возвращаются обратно в свою картину. Они делают эти круги постоянно, бесконечно.
Далее, рассмотрим еще одну творческую работу художника. Литография "Относительность". Здесь созданы три параллельных мира, три различных силы тяжести. Для одного человечка пол - это пол, для другого - это стена, а для третьего потолок. Эти человечки не видят друг друга, не знают о существовании "соседей". Но они шагают по одной лестнице, причем один движется вверх, а другой вниз. Основная идея - взаимосвязь миров с одной стороны и их замкнутость, с другой.
У Эшера любимые персонажи в картинах это птицы, лягушки и рыбы рассмотрим три гравюры по дереву.
Рыбы и лягушки.(1949 г.) Мы видим, как лягушки входят в воду и постепенно превращаются в рыб, а рыбы на оборот, выходят из воды и превращаются в лягушек. Я думаю, что Эшер здесь решил показать два параллельных, но противоположных (черное и белое) процесса; эволюция - постепенный переход от высшего к низшему и де эволюция - постепенный переход от высшего к низшему.
Примерно тоже самое показано на гравюре "Рыбы и птицы". Конечно картина "Рыбы и лягушки" точнее выражают идею эволюции.
Очень красивая гравюра - лужа. В ней я не вижу в ней никаких глобальных идей, но она необычна, и поэтому интересна. Необычен контраст грубых следов, вокруг лужи и прозрачность отраженного неба.
Прошедшие годы для Эшера не богаты внешними событиями. Художник занимается самосовершенствованием. Он осваивает технику "меццо-тинто"- гравюра по металлу и очень тщательно подходит к выполнению своих работ. Например, картину рептилии, он создавал так: вылепливал маленьких крокодильчиков из пластилина и располагал их на столе, а уже за тем делал эскиз.
В 1948 г. Эшер начинает читать лекции о своих работах, в 1954 году состоялась выставка работ Эшера по случаю большого математического конгресса, вслед за ней - выставка в Вашингтоне.
Период пятый " Признание и успех"
Именно в этот период Эшер создает "Невозможности реальности", используя треугольник Пенроуза (трехбалочник) Картины "Водопад", "Бельведер", "Восхождение и спуск".
Так же Эшер экспериментирует с пространством, искривляя его (литография "Выставка гравюр"). Мы видим мальчика, он смотрит на картину и видит город на побережье моря. Крыша одного из домов образует арку входа в картинную галерею, где стоит мальчик. В этой картине показана идея слияния двух миров; реального и мнимого (мнимый мир картины, на которую смотрит мальчик). Эта картина наиболее интересна для математиков. Один из них нашел даже формулу, которая описывает сетку, в которую вписана картина. Благодаря этому удалось написать компьютерную программу, которая анимирует изображение.
Эшер наделяет пространство необычными свойствами Например, "Предел круга 3" изображает пространство, в котором размеры предмета зависят от расстояния от центра. Чем дальше от центра, тем размеры предмета меньше. Оказавшись в таком пространстве до края круга дойти невозможно.
30 апреля 1955 Эшер получает большую королевскую награду, а в 1967 г. -вторую королевскую премию. В этот период Эшер много работает с учеными, кристаллографами.
В 1962 г. Эшер перенес первую операцию, а в 1969 он создает свою последнюю картину "Змеи". В 1972 г. Эшер умирает в лютеранской больнице г. Хилверсума.

3. Заключение

И так, мною рассмотрено творчество голландского художника Мориса Корнелиуса Эшера. Ясно, что этот художник стоит особняком от своих западноевропейских собратий. Его работы трудно отнести к какому - либо художественному направлению. Эшера можно назвать художником - одиночкой. Тем не менее, сегодня именно его творчество оказалось востребовано массовой культурой. Огромное количество графических работ, особенно мозаичных орнаментов, можно встретить на телефонных картах, почтовых марках, упаковках различных товаров, обоях, фасадов домов, колоннах и так далее. При этом авторство художника утрачивается, его личность нивелируется.
В данной работе мною установлены некоторые взаимосвязи между событиями, произошедшими в жизни художника и его творчеством. Так же мною сделана попытка интерпретации отдельных работ художника.
До конца своих дней у Эшера была любимой книга Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Жизнь и творчество художника была тесно связна с событиями ХХ в в том числе и с техническим прогрессом. Эшер застал появления многих великих открытий таких как механизма передачи наследственных признаков - расшифровка ДНК, появление телевидения , развитие авиации, освоение космоса. Эшер не много не дожил до компьютерной революции, но сейчас многие компьютерные дизайнеры говорят, что Эшер предвидел компьютерную графику. Техники в которых работал Эшер - линогравюра, литография, ксилография, меццо-тинто, способствовали совершенствованию умения выделять самое главное.
Этому мастеру принадлежит особое место в истории мировой художественной культуры. Эшеру в своём творчестве удалось отразить динамизм и противоречивость ХХ века, выявить связь искусства и науки.


4. Список использованной литературы
  1. Табачников С. Текстильная геометрия.-Квант, № 7. 1990
  2. Зайцева Е. Творец невозможного: художественные образы математика Мориуса Эшера.- Новое 3время, №36, 1998
  3. Некрасова Е., Волшебное зеркало М.К.Эшера.О книге Бруно Эрнста. .
  4. Энергия косых линий. В стиле Эшера.- Мезонин, №37, 2002
  5. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М.: Искусство, 1973.
  6. Грубе Г., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам.:Стройиздат,1990
  7. ВласовВ15. Иллюстрированный художественный словарь.-С.-П.:АО "ИКАР", 1993
  8. M.C. Escher - His Life and Complete Graphic Work,1981
  9. http://imp-world- ru.narod.ru/articles/escher/escherbio1.html
  10. http://escher.artz.ru:8100/sumr.html
  11. http://www.mcescher.com/. http://imp-world-r.narod.ru/articles/books/books.html.
главная фотоальбом авторы ссылки