главная фотоальбом авторы ссылки

Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.


Как правильно выбрать тему исследования, чтобы результат принес не только новые знания , но и удовлетворение от выполненной работы?

Если рассматривать структуру учебного исследования , то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает следующие основные этапы:
1.выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
2.выдвижение гипотез;
3.поиск и предложение возможных вариантов решения;
4.сбор материала;
5.обобщение полученных данных;
6.подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
7.защита проекта.
Мысль о том, что вы способны пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но, поверьте, эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа.
В целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно посмотрев на сами эти этапы, мы без труда можем понять, что это существенно обеднит процесс, а следовательно, и результат работы. Рассмотрим последовательно каждый из этих этапов.
Как выбрать тему исследования. Все темы для исследовательской работы можно условно объединить в три основные группы:
*фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
*эмпирические-темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
*теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.

ПРАВИЛА ВЫБОРА ТЕМЫ
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Назовем их условно правилами выбора темы исследования:
1.Тема должна быть вам интересна, должна увлекать вас.
Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, "навязанная" , какой бы важной она ни казалась взрослым, должного эффекта не даст. Естесственно, для того чтобы выбрать тему, нужно знать склонности.
2.Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Идея должна быть такой, в которой вы максимально реализуетесь как исследователь, раскроете лучшие стороны своего интеллекта, получите новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл.
3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные, объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать:
Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой "исследовательской базы", невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает "пустословие". А это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

главная фотоальбом авторы ссылки