Накопление знаний подобно росту дерева. Вначале это небольшое растение с несколькими веточками, но постепенно появляются все новые ветки и увеличивается толщина ствола; дерево все растет - и вот оно предстает перед вами во всем величии и красоте... Только что вы прошли курс начинающего натуралиста, и тонкий стебель знаний устремился к небу.
Увеличивайте объем познаний, изучайте ветви естественных наук. Возможно, окажется, что процесс обучения перестал быть таким легким и простым, каким был вначале, но если вы проникнетесь сознанием необходимости роста, то не позволите себе остановиться из-за возникших препятствий, а будете преодолевать их с настойчивостью и целеустремленностью исследователя.
Далее тропой натуралиста...
- Я хотел бы знать,- сказал мой юный друг, начинающий натуралист,- что делают во время дождя полевки, муравьи и другие существа, живущие на земле, и какое влияние оказывает на их жизнь такая погода?
- У меня есть на этот счет свои предположения,- ответил я,- но я могу и ошибиться. Почему бы тебе самому не выяснить истинное положение вещей? Таким образом ты выполнишь научную работу.
Молодой натуралист ушел, полный энтузиазма, но вернулся на следующий день со скучным лицом.
- Как успехи?- спросил я.
- Это оказалось не так просто. Сегодня шел дождь, я раскопал несколько норок полевок. Гнезда полевок находятся в стороне от главного хода, и вода не попадает в них. Мне кажется, они отсиживаются там во время дождя. Муравьи тоже сидят глубоко в земле под камнями и корнями. Но я думаю, что все это - общеизвестные вещи. А я хочу знать, как влияет погода на полевок и муравьев на длительном отрезке времени.
- Почему же ты не взялся за это?
- Так я же говорю, что это не так просто. Я не знаю, как подступиться к этому делу.
- Прежде всего сформулируем, что ты хочешь узнать. Напиши на листке свои вопросы и все возможные варианты ответов на них. Затем возвращайся и покажи это мне.
Через несколько часов он вернулся довольный.
- Действительно, дело становится яснее. Вот мои вопросы.
1. Сидят ли полевки и муравьи в дождливую погоду под землей все время или иногда выходят на поиски пищи?
2. Как меняется их активность в зависимости от температуры?
3. При каких условиях они прекращают всякую активность?
4. Какое сочетание или какая последовательность погодных условий вызывает наибольшую активность?
5. Каково влияние влажности воздуха, солнечного света, ветра?
- Одну минуту,- сказал я,- мне казалось, что ты хочешь узнать о поведении животных в дождливую погоду.
- Да, сначала я так и хотел, но потом понял, что любая погода оказывает свое влияние на животных и, чтобы ответить на мой вопрос, необходимо изучить поведение животных шире.
- Очень хорошо, но как ты собираешься это сделать?
- Я заведу дневник, в который стану ежедневно заносить погодные условия, и одновременно буду в течение месяца регулярно наблюдать за поведением полевок и муравьев. Кроме того, я хочу изучить некоторые норки полевок и муравьиные гнезда.
- Что же, неплохо.
Мой натуралист исчез. Вся следующая неделя ушла на подготовку к наблюдениям, которые было решено начать 1 апреля. Он установил высокий шест с флажком для определения направления ветра, приобрел максимальный и минимальный термометры. Настоящий гигрометр оказался слишком дорогим, поэтому показания влажности он получал из ближайшего бюро погоды. Он смастерил дождемер, а для определения силы ветра решил воспользоваться таблицей, приведенной в главе 14. Чтобы определить степень освещенности, он ежедневно держал на свету кусок светочувствительной синей бумаги, покрытый полупрозрачным экраном. Если солнечный свет был ярким, бумага, опущенная в химический раствор, меняла свой цвет, если же свет был слабым, бумага оставалась синей. Таким образом, натуралист мог приблизительно оценить степень освещенности.
Мой юный друг пропадал в поле с 7.30 утра до 16.00. Он наблюдал за полевками и муравьями, аккуратно занося в книжечку свои наблюдения. В середине апреля я просмотрел две страницы из записной книжки. Вот как они выглядели.
10 апреля 1981
Погода: кратковременный дождь, толщина осадков 11 мм; солнечные лучи - 0; относит, влажн. утром - 93%, днем -77%; ветер Ю-В, 7 баллов (умеренный штормовой); макс. t0 - 520, мин. t0 - 420 Ф.
Полевки: утром вели себя очень спокойно. Появилась только одна; она выскочила из норки и стремительно нырнула в другую. Раскопал норку, из которой выскочила полевка,- там была вода. Может быть, вода и заставила ее сменить место. Днем было спокойно, полевки не появлялись.
Муравьи: никакой активности в течение дня.
12 апреля 1981
Погода: ясный солнечный день; солнечные лучи - 100%, относит, влаж. утром -51%, днем - 51%; ветер С-3, 4 балла (умеренный); максим, t - 750, мин. t - 530 Ф.
Полевки: очень активны. Бегают по тропинкам, видимо, для общения и в поисках пищи. Просидев около 25 минут, я увидел не менее 16 полевок, пробежавших по одной дорожке. Видел нечто вроде драки между полевкой (Microtus) и оленьей мышью (Pemuscus maniculatus). Полевка преследовала оленью мышь по тропинке; один-два раза они сцепились и покатились в драке. Оленья мышь убежала. Слышал тихий писк из норки; когда откопал ее, то увидел самку полевки и восемь безволосых, розовых детенышей, которых она подтащила к выходу погреть на солнышке.
Муравьи: также очень активны. Все три муравейника кишат муравьями, растаскивающими мусор, принесенный дождем. Мусор частично заблокировал входы в муравейник. В полдень отряды муравьев несли свежие травинки к муравейнику, а некоторые тащили семена и кусочки высохшей прошлогодней травы. Кажется, муравьи более оживленны, нежели ббычно; они передвигались гораздо быстрее, чем в холодную погоду. Когда я положил бурого лесного муравья (Formica fusca) в муравейник, черные муравьи-жнецы (Messor) тотчас напали на него, хотя были слишком неуклюжими, чтобы поймать более резвого бурого лесного муравья. Многие муравьи, прекратив работу, вставали на четыре задние ноги и терли голову передними, они тянулись вверх к небу, как бы выражая тем самым свое восхищение солнцем и теплом.
Несколько дней спустя по дороге в лабораторию моего юного друга я увидел в саду странную длинную и узкую клетку. Одна сторона ее была застеклена, а само стекло было закрыто черной тканью. Клетка была наполнена землей на 20-25 см. Сняв ткань, я увидел двух дрожащих полевок, сидевших в подземной норке рядом со стеклом. Они бегали по вырытому ими ходу вдоль прозрачной стенки, но нигде не могли укрыться.
- Для чего это?- спросил я.
- По-моему,- сказал мой натуралист,- не имеет смысла каждый раз раскапывать норку, чтобы узнать, что делает полевка под землей. Вот я и сделал такой вольер, чтобы следить за их жизнью. У меня есть такой же искусственный муравейник.
Действительно, неподалеку находилось странное сооружение - какой-то ящик с двумя деревянными и двумя стеклянными стенками, на три четверти заполненный землей. Стеклянные стенки и здесь были покрыты черной тканью. Днище ящика было деревянным, а верх затянут проволочной сеткой. Это было некое подобие муравейника. Сняв черную ткань со стеклянных стенок, можно спокойно наблюдать за тем, как живут муравьи под землей, и кормить их, когда они вылезают наружу на небольшую дощечку, укрепленную над землей. Черная ткань давала полевкам и муравьям ощущение безопасности в темноте.
- Если,- сказал изобретатель,- я придумаю, как осветить их ночью так, чтобы не спугнуть, ну, скажем, красным светом, я смогу наблюдать за их естественным поведением. Как вы думаете, стоит попробовать?
- Думаю, что стоит.
Юный натуралист перестал изучать полевок и муравьев в природе, поскольку наблюдение за ними в лабораторных условиях оказалось чрезвычайно интересным.
К конце месяца он принес мне схему, на которой были обобщены результаты наблюдений. Внимательно изучив ее, вы убедитесь, что она действительно отвечает на все вопросы, поставленные в начале главы.