Настольная книга любителя природы
Настольная книга любителя природы
Обдумывание проблемы   Изучение животных   Изучение растений  
Изучение горных пород   Изучение климата   Студент - эколог  
Далее тропой натуралиста...  
Обдумывание проблемы   Графический анализ  
ЧАСТЬ 2
Обучающийся натуралист

Накопление знаний подобно росту дерева. Вначале это небольшое растение с несколькими веточками, но постепенно появляются все новые ветки и увеличивается толщина ствола; дерево все растет - и вот оно предстает перед вами во всем величии и красоте... Только что вы прошли курс начинающего натуралиста, и тонкий стебель знаний устремился к небу.

Увеличивайте объем познаний, изучайте ветви естественных наук. Возможно, окажется, что процесс обучения перестал быть таким легким и простым, каким был вначале, но если вы проникнетесь сознанием необходимости роста, то не позволите себе остановиться из-за возникших препятствий, а будете преодолевать их с настойчивостью и целеустремленностью исследователя.


ГЛАВА 10

Обдумывание проблемы

Зарисовки паутиныВ этой короткой главе мы вновь вернемся к любителю природы, наблюдавшему за пауками. Мы оставили его, когда он возвращался домой в глубоком раздумье, стараясь осознать увиденное.

Для нашего натуралиста размышление было только началом процесса познания. Ему недоставало фактов.

А посему нашему приятелю следует вернуться к скале и начертить схему ее обитателей, сделав тщательные замеры паутины. Он будет из дня в день фиксировать количество добычи каждого паука и изменение погоды.

Осознав глубокое влияние погоды на ритм жизни пауков, наблюдатель попытается нащупать правильные ответы на основе обнаруженных связей.

Вверх


Графический анализ

Через несколько недель у натуралиста сформируются определенные представления. Его выводы можно представить графически, и, поскольку такое представление содержательно и интересно, уделим ему внимание.

Графики

На первый взгляд график выглядит сложным, но оказывается, что в нем нетрудно разобраться. Это просто способ выражения количественных связей, дающий более точное и глубокое представление о них, чем словесное описание или зарисовка. На рисунке приводится три вида зависимостей, или функциональных связей. На нижней части рисунка расположены три линии - сплошная, пунктирная и штрих-пунктирная,- изображающие ход поимки насекомых в три паучьи сети в скальной нише. Каждая сеть представляет различные участки ниши. Каждая линия показывает ежедневное количество добычи, попавшей в соответствующую сеть, в течение двухнедельного периода.

Вторая функциональная связь представляет количество выпавших за этот период осадков. Поскольку дождь шел не каждый день, удобнее показывать количество осадков вертикальной линией: например, на 1 июня вертикальная черта показывает около 7,5 мм осадков (0,3 дюйма), на 11 июня -15 мм (0,6 дюйма).

Наконец, в верхней части рисунка представлена третья функциональная связь - изменение температуры воздуха в течение периода наблюдений. Так, например, 1 июня было сравнительно холодно - плюс 52° по Фаренгейту (или 12° С).

А теперь, изучив график, мы видим, что наш приятель мог сделать из него следующие выводы.

1. Расположение Д-сети наиболее благоприятно для ловли насекомых, но только в хорошую погоду.

2. Количество насекомых, попавших в Д- и А-сети, в значительной степени связано с температурой воздуха; при понижении температуры количество добычи падает.

3. Худшим местом для засады является расположение А-сети.

4. Эффективность Д- и А-сети зависит, по-видимому, и от того, идет ли дождь или нет; в дождливые дни туда попадает меньше насекомых; особенно это относится к А-сети, которая, очевидно, намокает.

5. Г-сеть в силу своего защищенного местоположения, по-видимому, мало подвержена влиянию погоды; в дождливые и холодные дни в нее попадает больше насекомых, чем в сухие и теплые: насекомые ищут в нише защиты от плохой погоды. Г-сеть занимает выгоднукз позицию, поскольку она обеспечивает более устойчивое снабжение пищей в течение года по сравнению с сетями других пауков.

Теперь наш приятель-натуралист внимательно присмотрится к паукам. Он обнаружит, что паук в Г-сети большой и сильный, он вполне способен прогнать других пауков, если они вторгнутся в его владения. Паук в Д-сети почти такой же крупный, у него тоже хорошая позиция. А вот паук в А-сети небольшой и слабый. Он не в состоянии бороться за хорошее место для засады и вынужден удовлетвориться менее благоприятными условиями на краю ниши.

Каковы же выводы? А выводы таковы: погода, выбор местообитания, количество пищи и индивидуальные возможности у этих пауков связаны между собой самым тесным образом. Хотя научный подход здесь лишь только обозначен, наш приятель - на верном пути. Наблюдатель должен поставить перед собой четкую задачу, собрать и сгруппировать факты и, опираясь на них, найти ответы. Бели читатель, руководствуясь этим правилом, разрешит первую же встретившуюся ему загадку природы столь же успешно, его можно поздравить с превосходным началом.

Вверх