Предыдущие Новости 30 ноября (+20 декабря) 2009г. Следующие Новости

Новая Эридана 2009
Фрагмент снимка Josef Brimacombe - Новая в центреВесьма неожиданное сообщение о вспышке очередной Новой появилось 26 ноября!
"Виновником торжества" стал японец Коичи Итагаки, которому понадобилось чуть более трех месяцев после предыдущего открытия (Новая Змееносца 16 августа 2009). Объект появился на его снимках от 25.536 и 25.545 ноября, был достаточно ярким ~8.1m и на удивление далеким от полосы Млечного Пути (а именно там наблюдаются абсолютное большинство Новых). На следующий же день автор открытия отметил, что на его архивных снимках в этом месте есть слабая звездочка 14.8m, отмеченная в нескольких каталогах (USNO-B1.0, GSC1.2)...
Сначала появилось предположение, что это повторная Карликовая Новая(типа WZ Sge), поскольку амплитуда в 7-8 величин маловата для классических Новых звезд.
Но вскоре появились спектральные наблюдения, показавшие, что в спектре звезды присутствуют линии водорода, расширяющегося со скоростью от 3200 до 3400 км/с. А также дополнительные фотографические снимки патрульных систем "ASAS-3" и "Pi of the Sky", согласно которым максимум был где-то в районе 14 ноября, когда звезда достигала блеска в 5.6m в красных лучах (Pi of the Sky), а вблизи 19 ноября была уже 7.34m в визуальных величинах (ASAS).
Природа Новой была установлена, и сейчас ученые просят еще раз просмотреть свои снимки - ведь это было время вблизи максимума Леонид, и многие наблюдатели фотографировали предутреннее небо в смежные даты.

Координаты Новой Эридана 2009:
Пр.восхождение = 04h 47m 54.21s, Склонение = -10° 10' 43".1 (Эпоха 2000.0)

В любом случае - перед нами интереснейший объект, который будет отлично виден по ночам практически до весны. А такой яркий прародитель Новой позволит в деталях проследить как звезда вернется в "исходное состояние"...

Цунами на Солнце
Анимированный рисунок Два обитальных аппарата-близнеца для исследования Солнца: "STEREO А" и "STEREO В" (STEREO) смогли в деталях разглядеть удивительное явление, когда после мощной солнечной вспышки по всей поверхности нашей звезды прокатилась гигантская ударная волна.
Особую ценность наблюдениям придает то, что эти космические корабли, движущиеся по орбите Земли один впереди, а другой позади нашей планеты, в момент съемки видели Солнце с разных сторон (почти перпендикулярно друг другу). Таким образом то, что для STEREO-В происходило в центре солнечного диска, STEREO-А видел на его лимбе (см. рисунок). К сожалению, статический рисунок не может передать всей грандиозности явления, поэтому я настоятельно рекомендую посмотреть на его анимированный вариант, где четко видно, как огромная магнитогидродинамическая волна высотой до 100 тысяч км (!) разбегается от места взрыва по поверхности Солнца со скоростью 250 км/с, перенося энергию, эквивалентную 2400 мегатоннам тротила!
Снимки были получены еще в феврале 2009 года, но изучены и опубликованы совсем недавно... Подробная статья на портале "Science@NASA"

Космическая радиация и затянувшийся солнечный минимум
Подробнее на английском В начале прошлого года астрономы с радостью сообщили, что начался очередной солнечный цикл, и рост солнечной активности. Однако затем последовала удивительная тишина.
Почти за два прошедших года новые солнечные пятна появлялись крайне редко и распадались, не достигая приличных размеров. Гадая над этой загадкой, ученым удалось разгадать другую.
Оказывается, вопреки существовавшему ранее мнению о том, что радиационная обстановка в космосе становится наиболее опасной в годы солнечных максимумов, возможно все происходит с точностью до наоборот!

По крайней мере, измерения с борта американского КА ACE (Advanced Composition Explorer), свидетельствуют о том, что галактические космические лучи сегодня более проникают внутрь солнечной системы, чем ранее. На рисунке слева отображены значения потока ядер железа, регистрируемых его аппаратурой. Понятно, что такие тяжелые ядра прибывают из глубин Галактики от взрывов Сверхновых (Солнце - источник протонов, нейтронов и т.п. более легких частиц)...
Возможно, мы в большей радиационной безопасности как раз в годы вблизи солнечных максимумов, когда возрастающий поток солнечного ветра противодействует проникновению высокоэнергетических галактических излучений внутрь солнечной системы...
И как тогда нам планировать пилотируемые полеты на Марс ;-)?

Коротко о разном
В сети появилось "новое чудо" - полная панорама Млечного Пути в цвете от Акселя Меллингера (Axel Mellinger, A Color All-Sky Panorama Image of the Milky Way).
На протяжении двух лет (2007-2009) Аксель получил более 3 тысяч ПЗС-снимков, которые затем тщательно обработал и сложил в единую панораму. Представьте себе итог его работы: один полноценный 18-битный fit-файл, объемом около 7.7 Гигабайта, на котором видны звезды до 14m!
Задаром автор его не отдает, но готов поделиться уменьшенной копией. Чтобы увидеть эту замечательную панораму и разглядеть ее отдельные участки в деталях - начните с домашней странички автора и ее интерактивной версии.

дополнение: Новая Орла 2009
фото 26 декабря - David Richards
Ясное небо вблизи новолуния - лучшее время для астрономических открытий. И это лишний раз подтвердили японские любители Коичи Нишияма и Фуджио Кагашима, которым удалось открыть очередную вспышку Новой звезды в созвездии Орла. В момент открытия (14.398 и 14.399 декабря 2009г.) объект был зафиксирован как "лишняя" звездочка 10.9 зв. величины на двух ПЗС-снимках без фильтра с выдержками по 40 секунд.
По сообщению первооткрывателей на этом месте не было ничего подобного всего неделей ранее (6.417 и 7.412 декабря, с предельной величиной на снимках 13.7m и 13.6m соответственно).

Координаты Новой Орла 2009:
Пр.восхождение = 19h 14m 09.73s, Склонение = +15° 16' 34".7 (Эпоха 2000.0)

Как это и бывает, после появления сообщения на "специальной страничке о возможных открытиях Центрального Бюро Астрономических телеграмм", уже через 6 часов, когда вечер дошел до Европы, последовало визуальное подтверждение от У.Воллмана из Австрии (11.4m) и фотографическое от итальянского наблюдателя П.Корелли, который оценил объект как 10.8m на своих ПЗС-снимках с экспозициями всего-лишь по 5 секунд.
К сегодняшнему дню звезда получила типичное для переменных имя V1722 Aql.