Предыдущие Новости 20 апреля 2006г. Следующие Новости

Новая Лебедя и Новая Змееносца 2006
Положение Новой и карты от AAVSO Известный японский наблюдатель Хидео Нишимура, открывший в прошлом году как минмум три вспышки Новых звезд, вновь напомнил о себе. На снимках, полученных им в предутренние часы 3 апреля, в созвездии Лебедя был обнаружен звездный объект около 10.5m, отсутствующий на предыдущей серии (23 марта с пределом до 12m).
Хидео сразу же отправил сообщение о возможной Новой в Центральное Бюро Астрономических Телеграмм (CBAT), после чего последовали подтверждения от Р.Майлса из Англии (Richard Miles - Апр 4.9947 8.5 +/- 0.3 CCDV) и Х.Мехара из Японии (Hiroyuki Maehara - Апр 5.81 8.22V и 8.90B).
Положение Новой Лебедя 2006 (по измерениям Р.Майлса)
Пр.восх.= 21ч 11м 32.34с; Скл.= +44гр 48' 03.9"

Поисковые карты от AAVSO см здесь + буквально в день открытия я завел специальную тему на Форуме Звездочета
В этой же теме я поставил и сообщение о Новой Змееносца, которая была открыта визуально Питером Вильямсом в ночь с 5 на 6 апреля во время стандартной оценки блеска переменной типа R Северной Короны (V517 Oph).
Удачно получилось, что Новая с блеском 10.4m появилась как лишняя звездочка на его поисковой карте от AAVSO. Согласно сообщению Вильяма Лиллера, буквально за несколько часов до вспышки он снимал эту область неба и не нашел ничего ярче 12 величины (потом правда он сообщил, что все же нашел объект около 10.7m в фотографических лучах, но на приоритет открытия Вильямса это не повлияло). Эта звезда была слабее и гораздо южнее предыдущей: 17h 15m 55s -29d 15' 45" (2000)... И получила обозначение V2576 Oph.

Найден еще один двойник Солнца
hd98618 - двойник СолнцаПроблема поиска двойников нашего Солнца интересна хотя бы тем, что позволяет оценить распространенность таких звезд в Галактике. Другими словами - понять, уникально наше светило (и соответственно наша Жизнь), или же таких звезд много, и шансы найти себе подобных не стремятся к предельно малым величинам. Хотя, это больше патетика. А если говорить о фундаментальной науке, то такие звезды крайне ценны для абсолютной калибровки аппаратуры, предназначенной для изучений особенностей спектров небесных объектов различного блеска, включая и предельно слабые.
Как оказалось, звезд очень похожих на наше дневное светило в окрестностях Солнца не так уж и много... Точнее - буквально единицы! До сегодняшнго дня двойником Солнца считалась звезда 18 Скорпиона. И вот недавно астрономы сообщили об обнаружении еще одной такой звезды.
Ей стала HD98618 из знакомого всем с детства созвездия Большой Медведицы. Удаленная от нас на 126 световых лет, эта звезда имеет блеск 7.65m и может быть легко найдена даже с биноклем. Однако астрономы использовали всю мощь одного из самых крупных телескопов на планете - 10-метрового Кека, чтобы разобраться в деталях. Оказалось, что химическое сходство HD98618 и Солнца практически стопроцентное, в то время как наше дневное светило все-таки чуть старше по возрасту...
В планах исследователей - поиск у этих звезд планетных систем. Понятно, что это долговременная задача. Так - максимально влияющий на Солнце Юпитер имеет период обращения около 11.8 лет. И для его обнаружения астрономам с других звезд понадобилось бы как минимум 1-2 десятилетия... С другой стороны - в случае обнаружения там планетных систем подобных нашей, перед будущими поколениями землян возникают поистине фантастические возможности - вплоть до попытки осуществления космической экспансии!

Новое о спутниках Плутона
Снимки КТ Хаббла Плутон и все его три спутника сформировались одновременно. Об этом свидетельствуют недавние снимки Космического телескопа имени Э.Хаббла. Это достаточно неожиданно, и в то же время закономерно, поскольку усиливает гипотезу о том, что необычная система Плутон-Харон сформировалась в результате космического столкновения около 4.6 миллиардов лет назад. Идея понятна и проста: если все спутники сформировались одновременно, то физические свойства их поверхностей (цвет, альбедо и т.п.) должны быть сходными, чего трудно ожидать в случае гравитационного захвата. Так вот, первые результаты как раз и свидетельствуют о значительной схожести спутников при наблюдениях во многих длинах волн (цветах). Остается подтвердить эти данные по наблюдениям в инфракрасном диапазоне, где можно надеяться обнаружить линии поглощения поверхностных льдов и некоторых минералов... Единственная существенная проблема заключается в том, что новые спутники Плутона достаточно слабы, да еще и не находятся на одном месте. Уже в ближайшее время будут проведены дополнительные исследования, которые параллельно помогут уточнить параметры орбит и периоды обращения новыых спутников Р1 и Р2, пока так и не получивших собственных имен. Подробнее.
Еще одна интересная новость от КТ им.Хаббла. С его помощью астрономам удалось-таки измерить диаметр "10-й планеты" солнечной системы! И результаты оказались поистине неожиданными. Во-первых, напомню, что речь идет о далеком объекте, получившем при открытии типичное для новых астероидов цифро-буквенное обозначение 2003 UB313 (см. наши новости от 9 августа 2005г). Кстати, упомянутая там информация о предложенном имени Lila для этого объекта, впоследствии оказалась журналистким вымыслом (по-крайней мере сам Браун заявил, что не претендовал на это название). Еще одно, закрепившееся за этим гигантом имя - Ксена (Xena) - тоже пока не имеет официального статуса... Неожиданным стало то, что этот астероид/планета оказалась "очень белой", почти такой же "белой" как лидер солнечной системы Энцелад (см. следующую заметку). И, соответственно, все надежды на явное превосходство Ксены над Плутоном в размерах оказались преувеличенными. И, тем не менее, по наблюдениям КТХ размер Ксены больше размера Плутона примерно на 100 километров (2384 +/-90км против 2274 +/-16 км). А это значит, что 2003 UB313 продолжает претендовать на звание десятой планеты солнечной системы. Остается только удивляться зоркости космического телескопа, ведь расстояние до Ксены составляет сейчас почти 100 астрономических единиц!

Вулканизм на Энцеладе
Выбросы снизу - активные гейзеры? и ссылка на пресс-релиз НАСА До сегодняшнего дня астрономам было известно всего три тела солнечной системы, на которых присутствует активный вулканизм: наша родная Земля, спутник Юпитера Ио и спутник Нептуна Тритон.
Похоже, что теперь в этот элитный клуб можно включать еще и спутник Сатурна Энцелад. К такому выводу пришла международная группа ученых, работающих с космическим аппаратом Кассини. Еще год назад, когда Кассини достиг Сатурна, было обнаружено не совсем понятное присутствие там атомов кислорода. И вот теперь все может стать на свои места. По всей видимости под ледяным покровом Энцелада могут скрываться целые океаны жидкой воды... Иногда вырывающейся по трещинам к поверхности и испаряющейся прямо в космическое пространство, распадаясь вскоре на атомы кислорода и водорода.
Начать с того, что альбедо (отражающая способность) поверхности Энцелада имеет максимальное значение среди объектов солнечной системы и составляет практически 100%! Так отражать свет может лишь что-то очень белое, к примеру свежевыпавший снег (водяной или метановый?)... Плюс, некая изменчивость Энцелада была обнаружена и раньше по вариациям потоков заряженных частиц, взаимодействующих с его магнитосферой. И вот недавно, ученым кажется повезло. На одном из снимков Энцелада, полученных с Кассини вблизи, отчетливо видны как минимум два активных гейзера, выбрасывающих пары вещества с его поверхности (в нижней части на снимке слева)...
К сожалению орбита Кассини расположена так, что космический аппарат сможет вновь сблизиться с Энцеладом только весной 2008 года, когда зонд пройдет всего лишь в 350 км от спутника. Видимо тогда и будет вынесено окончательное решение. А в целом - Титан и Энцелад - несомненно два интереснейших тела в солнечной системе, поставившие новые вопросы перед планетологами.

Кортко о разном:
"Марсианский Орбитальный Разведчик" (MRO - Mars Reconnaissance Orbiter) достиг цели своего полета. 10 марта он был выведен на высокоэллиптическую орбиту вокруг Красной планеты с периодом обращения около 35 часов (и высотами от 44 тысяч до 425 км над поверхностью Марса). Еще чуть более полугода понадобится, чтобы, путем 550 тщательно выверенных погружений в атмосферу планеты (аэродинамических торможений), аппарат перешел на свою окончательную околокруговую орбиту, с высотой полета около 300 км над поверхностью "Бога войны". Первые тесты фотоаппаратуры показали, что все работает отлично - несмотря на то, что съемка проводилась с высоты в 2500 км (в восемь раз большей, чем будет к осени), лучшее разрешение на снимках составило до 2.5 м/пиксел! Ну что же, видимо вскоре на поверхности Марса просто не останется "белых пятен"... Снимки камер высокого разрешения MRO доступны со специальных сайтов: http://www.nasa.gov/mro или http://hirise.lpl.arizona.edu. Да, если уж заговорили о Марсе, то рекомендую посетить и галерею снимков Марсианского Одиссея (Mars Odyssey)
Еще одним космическим кораблем, недавно добравшимся до цели, стал Венера-Экспресс. Аппарат успешно "закрепился" на орбите вокруг Венеры и уже пошли первые снимки. Таким образом, кроме Земли и Луны, в настоящее время земляне имеют действующие исследовательские аппараты на орбитах вокруг Венеры, Марса и Сатурна...