Новичок мечтательно смотрит вверх: там исследователь покоряет вершины знания или прокладывает путь к этим вершинам... Он тоже может взойти туда. Но там нет легких дорог. Единственный путь - работа. Итак, в путь.
Под «исследователем» мы будем понимать того, кто внимательно изучил предмет книги и может целенаправленно использовать накопленные знания в своей работе. Тщательно и систематически прорабатывайте каждую главу, дабы создать основу для дальнейшего продвижения вперед.
Растения и коллекционирование растений
Нас окружает мир растений. Растения составляют более двух третей нашего пищевого рациона; без них в атмосфере было бы столь мало кислорода, что человеческая жизнь оказалась бы невозможной. И при всем этом как мало людей обладают настоящими познаниями о растениях! Одна из первых - и важнейших - задач начинающего натуралиста состоит в ознакомлении с окружающими его дикими растениями. И дело здесь не только в самих растениях, но и в том, что растительный мир более, чем какой-либо другой фактор, определяет характер мира животных.
Первыми представлениями о связи между растениями и животными я обязан своему другу Теду Зокки. Мы находились тогда в его лаборатории около Палм-Спрингс в Калифорнии, на границе с обширной Колорадской пустыней, лежащей почти на уровне моря. Отсюда мы поднялись однажды к отрогам горы Сан-Джасинто, скалистая вершина которой была покрыта вечными снегами. На высоте около двух тысяч метров мы остановились и огляделись вокруг. Перед нами зеленели склоны, покрытые кустарником, а внизу в туманном мареве расстилалось золотое море пустыни.
«Обрати внимание, - сказал Тед, - при подъеме мы пересекли три зоны жизни. На уровне пустыни - ученые называют эту зону Нижняя Сонора - доминируют кактусы и колючие мескиты - практически единственный вид деревьев, которые произрастают там. В этой зоне обитают гигантские скорпионы и безобразные паукообразные, пустынные лисицы, кенгуровые крысы и другие существа, выбирающиеся из своих укрытий, когда наступает прохладная ночь, чтобы поискать добычу и поиграть. Среди колючек кактусов укрываются от врагов мелкие существа. Более крупные животные, такие, как лисицы, роют норы меж твердыми корнями мескита; там они прячутся от людей и палящего дневного солнца.»
«Достигнув высоты 500 м, - продолжал Тед, - мы вступаем в Верхнюю Сонору. Чапаррель, заросли низкого колючего кустарника, крушина, толокнянка вытесняют кактусы, иногда встречается сосна белоствольная. Здесь во множестве водятся различные виды кустарниковых мышей, крыс, кроликов и становятся более многочисленными койоты. Однако животные покрупнее встречаются редко: им трудно передвигаться в зарослях карликового леса и чапарреля, тут нет для них надежных убежищ и мало пищи и воды.
На высоте 1500 м начинается переходная зона, где мы сейчас и находимся. Сосна желтая и пихта белая, которые мы видим вокруг, - типичные деревья этой зоны. А если приглядеться к снегу, то на нем увидишь многочисленные следы оленей, енотов, белок, норок и других обитателей леса. Здесь можно отыскать и следы черного медведя-барибала, который любит селиться в горных лесах.»
Наступал вечер, и у нас уже не оставалось времени, чтобы продолжить подъем. Но Тед показал мне, где выше по склону начинается Канадская зона - пояс высокой сосны и пихтового леса; за ней идет Гудзонова зона - пояс низкорослого можжевельника, чахлого кустарника и мхов, напоминающий северную тундру; еще выше лежит арктическая альпийская зона - скалы, покрытые снегами, где очень скуден животный мир. Конечно, мы не смогли познакомиться с теми видами растений и животных, которые относятся к этим высокогорным зонам. Но на обратном пути, спускаясь по снежнику, мы обнаружили следы пумы. Большие круглые отпечатки ее лап, которые виднелись поверх следов, оставленных нашими ботинками, выдавали, как она кралась за нами с самого начала подъема! Пума относится к животным, которые любят охотиться под прикрытием высоких сосен и пихт, что является еще одним примером зависимости животных от окружающего растительного мира.
Все растения подразделяются на пять больших типов. Первый тип - зеленые водоросли, морские водоросли и одноклеточные растения; второй - грибки и бактерии; третий - мхи и печеночники; четвертый - папоротники и, наконец, пятый - цветковые и хвойные растения. Представителей этого, последнего, типа мы постоянно видим вокруг и соприкасаемся с ним, однако чрезвычайно важны растения и других типов. В последующих главах мы попытаемся подробнее ознакомиться с фундаментальной классификацией растений. А пока обратимся к самым обычным растениям, окружающим нас.
На рисунке представлено все растение целиком - с корневой системой, стеблем, листьями, цветами, плодами и семенами. Учитесь распознавать растения по типу, цвету, строению цветка; форме, размерам и строению листьев; виду стебля; типу семян и плодов; по коре и корням. Используйте всю совокупность признаков, ни в коем случае не полагаясь на какой-либо один из них. Книги помогут вам узнать названия многих растений, но никогда нельзя быть абсолютно уверенным, что по книге растение определено верно, пока опытный натуралист не подтвердит ваши предположения, ибо в этом деле легко ошибиться.
Отметим некоторые дополнительные факторы, которые полезно иметь в виду, наблюдая за растениями и определяя их вид.
1. Условия обитания. К ним относятся не только географические и ландшафтные особенности местообитания растения - горы, долины, равнины и пр., Но и тип почвы, и тот факт, защищено ли данное растение камнями, деревьями или другими растениями, есть ли поблизости ручей, растет ли оно на северной стороне холма или на южной и т. д. Небольшие деревья вдоль потока воды вполне могут оказаться ивами, а с затененной влажной стороны больших валунов мы обнаружим папоротники и другие влаголюбивые растения. Мелколистный чапаррель занимает иссушенные солнцем склоны холма, тогда как растения с крупными листьями, вроде клена или малины, предпочитают прохладные и затененные склоны.
2. Произрастание. Следует обращать внимание, образуют ли они заросли или растут изолированно, высокие ли они или их рост угнетен. Некоторые растения, как плющ или различные кустарники, произрастают густыми колониями; другие, как кизил или определенные вида дуба, предпочитают жить обособленно или небольшими группами.
3. Паразиты и болезни. Отверстия, рубцы и крапинки на листьях и стеблях растения являются свидетельством нападения на него животных или других растений. Некоторые виды подвергаются таким нападениям, другие - нет. Виргинский дуб, например, может сильно страдать от нашествия гусениц дубовой бабочки, тогда как дуб падуболистный эти насекомые не атакуют практически никогда.
4. Отношения с другими растениями. Жимолость, желтинник и плющ используют другие растения, чтобы, взбираясь по ним, получить больше солнечного света. Малина, снежная ягода, черника и другие подобные растения предпочитают держаться в тени других растений - они страдают от избытка солнечной радиации. Омела питается соком других деревьев, в частности дуба, будучи растением-паразитом.
5. Отношения с животными. Почти все растения так или иначе связаны с животными. Желтый цвет лютика привлекает насекомых, которые питаются нектаром цветка, а заодно переносят пыльцу, способствуя оплодотворению растений. Привлекают животных и сладкие ягоды; они едят эти ягоды и тем самым способствуют распространению растений, поскольку в помете животных содержатся их семена. Некоторые растения вырабатывают горький сок в листьях, имеют колючки или жгучие волоски, чтобы защититься от животных.
Карл Линней, знаменитый естествоиспытатель, создавший систему классификации растительного и животного мира, был еще мальчиком, когда отец научил его разбираться в окружающих растениях. Он узнал не только их названия, но и постиг смысл взаимодействия различных частей растения. Такой подход к делу может послужить примером для каждого, кто желает получить основательные знания о растениях, с которыми он соприкасается; при этом не надо спешить и впадать в уныние от кажущейся сложности классификации растений. Проще всего начинать с тех цветов, названия которых вы знаете, и ознакомиться с ними по какому-нибудь определителю растений; в этом случае вы сможете увидеть, насколько описание в тексте соответствует растению, которое вы держите в руках. Пусть, например, это будет цветок из рода роз.
Раскрыв бутон розы и заглянув внутрь, вы обнаружите много желтых тычинок, прикрепленных к тонкому диску; на нем расположены изолированные пестики. Далее вы увидите, что основание цветка имеет форму чаши и, следовательно, он принадлежит к большой группе цветков, называемых чашевидными. Сам цветок имеет довольно крупные размеры с пятью белыми или розовыми лепестками и пятью чашелистиками, расположенными под ними; вы прочтете также, что листья розы имеют прожилки и зубчатые края, а сами цветки растут на покрытых колючками одревесневших стеблях. Все эти признаки вместе взятые отличают розу от близких родов растений. В главах 12 и 18 мы обратимся к подробному изучению строения растений, и эти сведения, могут оказаться полезными при их определении.
При сборе растений натуралист руководствуется некоторыми правилами, основывающимися на здравом смысле. Он не будет рвать растения в садах и парках, где они доставляют радость множеству людей. Если он увидит всего один-два экземпляра какого-то вида, то не тронет их, чтобы они могли расти и размножаться. Оц никогда не сорвет растение просто так, а только для какой-либо полезной цели или гербария, ибо поступать иначе - значит оказаться среди тех, кто обезображивает окружающий ландшафт.
1. Ботанизирка для сбора растений. Для сбора растений подходит любой ящик или сумка - иначе растения быстро увянут.
2. Пресс для растений или гербарная папка не менее удобны при сборе растений, чем ботанизирка. Там растение высушивается, распрямляется - и через несколько дней оно готово для гербария. Простейший пресс делается из двух плоских дощечек толщиной 7 мм и размером 30 X 45 см. Между дощечками уложите около десятка газетных листов; собранные экземпляры помещаются между этими листами и прижимаются дощечками, которые стягиваются двумя ремнями с пряжками. Для вентиляции в дощечках просверливается несколько рядов отверстий. К ремням можно приспособить старую кожаную ручку от чемодана.
К каждому экземпляру, уложенному в складках газеты, прилагайте листок бумаги с данными о названии растения (если оно вам известно), дате и месте сбора. Полезно нумеровать каждое растение и под тем же номером заносить в свой полевой блокнот описание живого растения и его непосредственного окружения. Гербарную папку, заполненную растениями, приносят домой и оставляют в таком виде на всю ночь. На следующий день старые газетные листки заменяются новыми, чтобы растения лучше высушивались.
Еще больше для этой цели подходит папка, сделанная из пары решеток, склеенных или сбитых из прочных реек. Удобно пользоваться промокательной бумагой, в которой растения просушиваются лучше: каждое растение укладывается между двумя промокашками внутри сложенного газетного листка. Если вы будете ежедневно менять промокашки, через несколько дней растение будет полностью высушено.
При сборе растений обращайтесь с их корнями столь же бережно, как с цветками и семенами. Для выкапывания корней всегда носите с собой маленькую лопатку в брезентовом чехле. Семена собирайте в пакетики из прозрачной бумаги, на которых должна быть четко сделана соответствующая надпись.
Листья, принесенные домой для гербария, следует сушить под прессом; можно, например, вложить их в какую-нибудь большую и тяжелую книгу вроде словаря, переложив газетой. Местоположение листьев в книге следует ежедневно менять в течение примерно недели. Когда листья будут высушены, их подклеивают на страницы альбома с соответствующими надписями.
Цветы или все растение целиком подготавливаются одним из описанных способов, после чего их приклеивают к страницам альбома. Для лучшей сохранности сверху можно подклеивать листочки прозрачной бумаги. Приклеивайте экземпляры аккуратно и располагайте их достаточно разреженно. В гербарии следует помещать только те растения, которые имеют хорошо сохранившиеся цветок, стебель, листья, а также по возможности плоды и семена. Экземпляр снабжается ярлычком с номером, на котором указываются его название, место и дата сбора. На рисисунке показано, как надо правильно оформлять гербарий. В описание растения по возможности следует включать данные о цвете, размере, форме, строении листьев и частей цветка растения, о его окружении. Вот пример такого описания:
Название: триллиум.
Научное название: Trillium sessile.
Семейство: Liliaceae (сем. лилейных).
Растение около 30 см высоты с прочным стеблем, на котором расположены три крупных, широких, бесчерешковых листа длиной 5-10 см с красноватыми прожилками; цветок пурпурный, высотой 17 мм, с тремя
лепестками, тремя зелеными чашелистиками, шестью тычинками и тремя пестиками, прикрепленными к трехгнездной завязи.
Место сбора: болотистый лес, в двух милях к северу от Мадисона, Висконсин; 1 мая 1980 г.
Коллекцию следует хранить в сухом месте. Сводный каталог входящих в гербарий растений явится свидетельством ваших знаний об окружающей природе, примером хорошей работы, а также того, что вы готовы к дальнейшей деятельности