ДИСТАНЦИОННАЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ПСИХОЛОГИИ
«МОЙ МИР ПСИХОЛОГИИ»
автор Соколова Т.Н.
Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Такая подготовка не может заключаться только в присвоении ребенком некоторой суммы знаний в различных областях, а должна включать в себя и четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности, на формирование системы знаний о себе как о человеке. Рамки существующих школьных предметов для этого очень ограничены. Поэтому столь актуальна потребность в ведении в школах отдельного курса «Психология». Преподавание психологии в средней школе должно вестись в гуманистической парадигме обучения через опыт. В школьном курсе психологию Человека следует изучать в его конкретно исторических условиях, в его личной истории, со всеми привходящими в эту историю факторами.
Учитывая требования гуманистической концепции обучения,  разработан сценарий дистанционной эвристической олимпиады «Мой мир психологии». Учащимся  старших классов  предложено представить себя как психологическую реальность, которая взаимодействует с другими объективными реальностями и развивается в сотрудничестве с ними.
Олимпиадные задания имеют целью не столько проверку знаний по психологии, сколько определение: уровня психологической культуры и творческого мышления, способности к рефлексии и умения критически относится к самому себе, способности к научной мысли и понимания основных проблем познания, морали и эстетики.
Главным лозунгом олимпиады служат слова Г.И.Челпанова: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира? Отчего же научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столь же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений? Психология нужна всем: психология есть предмет общеобразовательный».
С помощью дистантных телекоммуникаций учащиеся из разных городов  имеют великолепную возможность творчества в области психологии.Участниками олимпиады стали более 40 учащихся 10-11 классов образовательных учреждений следующих городов: г. Зеленогорск, Красноярского края, г. Тамбов, г. Калуга, г. Трехгорный , Московской области. Подведение итогов олимпиады производится индивидуально для каждого участника.
Задания эвристической олимпиады являются открытыми, то есть не предполагают заранее известных ответов. Их выполнение ориентирует участника на собственные версии, суждения, исследования, на создание нового результата, а не на припоминание известной информации. Олимпиадные задания учитывают возрастные особенности и опираются на общеобразовательную подготовку участников.
Участникам предлагается не просто ответить на вопросы или выполнить задание, а создать свой собственный результат – идею, гипотезу, образ, модель, причем такие, которые заранее не предопределены.
Олимпиадные задания имеют целью не столько проверку знаний по психологии, сколько определение уровня психологической культуры и творческого мышления, способности к рефлексии и умения критически относится к самому себе, способности к научной мысли и понимания основных проблем познания, морали и эстетики. Основой олимпиады выступает особым образом организованная деятельность его участников. Результатом этой деятельности - создаваемая участниками олимпиады продукция. Такой продукцией могут быть размышления, собственные суждения, вопросы и ответы на них, рефлексивные отзывы участников. Эта продукция высылается в оргкомитет олимпиады по E-mail.
Олимпиада проходит в пять туров.
Задания первого тура «Я-это Я». Это задание дает возможность каждому участнику взглянуть на свое мировоззрение, на понимание жизненных установок и на многое другое «свое».
Задания второго тура «Я – не Я, и лошадь не моя». Это задание ставит перед участниками задачу представить себя кем-то другим, «надев платье другого» пофантазировать о своей жизни в этом образе.
Задания третьего тура «Я и деньги». Это задание позволяет участникам понять, почему проблемы, связанные с деньгами, почти всегда интересны людям.
Задания четвертого тура «Лицензия на обучение». Благодаря этому заданию участники получают право экспериментировать со своим поведением и тем самым расширять грани обычной манеры вести себя.
Задания пятого тура «Рефлексия олимпиады». Рефлексия – это осознание участниками олимпиады сделанного, возникающих проблем, способов их решения.
Ученическая продукция оценивается жюри по следующим параметрам: оригинальность, продуктивность, мировоззренческая глубина, емкость и лаконичность. Подведение итогов и награждение победителей проводится по инструкции. Участники всех туров олимпиады получат «Сертификат участника дистанционной олимпиады». Финалисты получат дипломы и призы.
Промежуточные результаты и лучшие работы участников.
Дистанционная олимпиада демократична по своей сути, носит обучающий характер, развивает гуманитарные, эмоционально-образные и логические способности учащихся.
Олимпиады, конкурсы, проекты