РУССКИЙ ЯЗЫК - 2000
<<<<< | 9 класс | 10 класс | 11 класс | <<<<<


9 КЛАСС. Вопросы.

вверх
  1. 7 баллов. Определите автора и название произведения, из которого взят приведенный ниже отрывок. Укажите смысловой тип текста. Опишите тропы и фигуры, используемые в текст.
    Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все ясней и ясней. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шум потока, падающего с утеса на утес.
  2. 6 баллов. Объясните, в чем ошибка, и исправьте ее.
    1. У нас уже кофеварки продают по предъявлению паспорта, а, положим, японец может купить и землю, и недвижимость в Швейцарии.
    2. В результате наезда мотоцикла был нанесен удар в правую ногу, отчего последняя упала и получила повреждения головы.
    3. Площадь всплывущих болот в целом по водохранилищу составит 15 процентов акватории.
  3. 4 баллов. Объясните, по какой словообразовательной модели образовано слово. Попробуйте определить его состав и вспомнить историю его суффикса.
    В салоне библиобуса помещается примерно девятьсот книг, есть и журналы, имеются рекомендательные списки литературы (газ.)
  4. 5 баллов. Попробуйте описать с использованием примеров современные тенденции в образовании аббревиатур.
  5. 4 баллов. Назовите известных вам русских лингвистов и приблизительно период, когда они жили и работали.
  6. 4 баллов. Опишите композиционные особенности анекдота. Покажите их на примере.

9 КЛАСС. Ответы.

вверх
  1. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
    Смысловой тип - рассуждение.
    Фигуры: повтор: параллельные конструкции с повтором (Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль...); инверсия (с жадностью глотаю я благовонный воздух);
    Тропы: эпитет (туманные очерки, высокая трава и др.); метафора (горячая лошадь, горесть лежит на сердце, кудрявые горы).
    1. Должно быть - по предъявлении паспорта. В данном случае предлог ПО должен употребляться с предложным, а не дательным падежом;
    2. ПОСЛЕДНЯЯ является отсылочным словом, типа местоимения, но отсылает к ближнему предшествующему существительному, получается, что ПОСМЕДНЯЯ - это нога. Исправить можно так: В результате наезда мотоцикла был нанесен удар в правую ногу потерпевшей, отчего последняя упала и получила повреждение головы.
    3. Причастие настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются. Возможна замена на причастие прошлого времени - ВСПЛЫВШИХ.
  2. По модели АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, АЭРОБУС - библиотека на базе автобуса. -БУС - суффикс, являющийся по происхождению частью окончания латинской формы Дательного/Отложительного падежа omnibus (всем, для всех).
  3. Можно указать следующие тенденции -
    1. к благозвучию: СИНТО - банк, ТРАНСАЭРО и т.п.;
    2. к удобству зрительного восприятия: МММ, ТНТ, СТС и др.;
    3. к неразличению кирилического и латинского написаний (те же примеры);
    4. к совпадению или схожести с полноценным словами русского или других языков; СИНТО - банк, ТАНАКО, РОСТ и др.
  4. М.Ю. Ломоносов (1711 - 1765); В.И. Даль (1801 - 1872); Я.К. Грот (1812 - 1893); К.С. Аксаков (1817 - 1860); А.Х. Востоков (1718 - 1864); И.А. Бодуэн де Курнете (1845 - 1929); Л.В. Щерба (1880 - 1944); В.В. Виноградов (1894 - 1965) и др.
  5. Основная композиционная особенность анекдота - это совпадение кульминаций и развязки.


10 КЛАСС. Вопросы.

вверх
  1. 7 баллов. Определите автора и название произведения, из которого взят приведенный ниже отрывок. Укажите смысловой тип текста. Найдите, если есть, лексические, грамматические и другие архаизмы. Опишите тропы и фигуры, используемые в тексте.
    Пуще всего он бегал тех бледных, печальных дев, большую частию с черными глазами, в которых светятся "мучительные дни и неправедные ночи", дев с неведомыми никому скорбями и радостями, у которых всегда есть что-то вверить, сказать, и когда надо сказать, они вздрагивают, заливаются внезапными слезами, потом вдруг обовьют шею друг друга руками, долго смотрят в глаза, потом на небо, говорят, что жизнь их обречена проклятию, и иногда падают в обморок. Он с боязнью таких дев. Душа его была чиста и девственна; она, может быть, ждала своей любви, своей пробы, своей патетической страсти, а потом, с годами, кажется, перестала ждать и отчаялась.
  2. 6 баллов. Объясните, в чем ошибка, и исправьте ее.
    1. У нас уже кофеварки продают по предъявлению паспорта, а, положим, японец может купить и землю, и недвижимость в Швейцарии.
    2. В результате наезда мотоцикла был нанесен удар в правую ногу, отчего последняя упала и получила повреждение головы.
    3. Площадь всплывущих болот в целом по водохранилищу составит 15 процентов акватории.
  3. 4 баллов. Объясните, по какой словообразовательной модели образованно слово. Попробуйте определить его морфемный состав и вспомнить историю его суффикса.
    Красноярские стрелки из лука справили новоселье: в учебно-спортивном комплексе начало работу специализированное закрытое пятидесятиметровое стрельбище. Такой лукодром позволит проводить тренировки круглый год (газ.)
  4. 5 баллов. Попробуйте описать с использованием примеров современные тенденции в образовании абриавиатур.
  5. 4 баллов. Назовите известные вам русскоязычные словари и, по возможности, их авторов.
  6. 4 баллов. Опишите композиционные особенности пословицы. Покажите их на примере.

10 КЛАСС. Ответы.

вверх
  1. И.А. Гончаров. Обломов.
    Смысловой тип - описание. Архаизмы- грамматические: большеЮ частИю, проклятИю; бегал дев; обречена проклятию (беспредложное управление);лексический - дев. Тропы -эпитеты (бледных, печальных дев, патетической страсти); олицетворение (душа ждала, отчаялась). Фигуры: повтор (дев - дев), перечисление (дев с неведомыми никому скорбями и радостями, у которых всегда есть что-то вверить, сказать, они вздрагивают, заливаются внезапными слезами, потом вдруг обовьют шею друг друга руками, долго смотрят в глаза, потом на небо, говорят, что жизнь их обречена проклятию, и иногда падают в обморок).
    1. Должно быть - по предъявлении паспорта. В данном случае предлог ПО должен употребляться с предложным, а не дательным падежом;
    2. ПОСЛЕДНЯЯ является отсылочным словом, типа местоимения, но отсылает к ближнему предшествующему существительному, получается, что ПОСМЕДНЯЯ - это нога. Исправить можно так: В результате наезда мотоцикла был нанесен удар в правую ногу потерпевшей, отчего последняя упала и получила повреждение головы.
    3. Причастие настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются. Возможна замена на причастие прошлого времени - ВСПЛЫВШИХ.
  2. По модели ИППОДРОМ, АЭРОДРОМ, КОСМОДРОМ, АВТОДРОМ, МОТОДРОМ. ДРОМ- по происхождению из греч. Со значением
  3. Можно указать следующие тенденции -
    1. к благозвучию: СИНТО - банк, ТРАНСАЭРО и т.п.;
    2. к удобству зрительного восприятия: МММ, ТНТ, СТС и др.;
    3. к неразличению кириллического и латинского написаний (те же примеры);
    4. к совпадению или схожести с полноценными словами русского или других языков; СИНТО-банк, ТАНАКО, РОСТ и др.
  4. Словарь академии Российской, 6 частей, 1789-1794 гг.; Словарь живого великорусского языка В.И. Даля, 4 тома, 1863-1866; Словарь русского языка С.И. Ожегова, 1949; Словарь русского языка, 4 тома, 1957-1961, Словообразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова, 2 тома, 1985 и др.
  5. Двухчастность с разными отношениями между частями, как правило, причинно-следственными или противопоставлением.


11 КЛАСС. Вопросы.

вверх
  1. 7 баллов. Определите автора и название произведения, из которого взят приведенный ниже отрывок. Укажите смысловой тип текста. Найдите, если есть, лексические, грамматические и другие архаизмы. Опишите тропы и фигуры, используемые в тексте.
    Степь,чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. <...> Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелен0-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидольною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
  2. 6 баллов. Объясните, в чем ошибка, и исправьте ее.
    1. У нас уже кофеварки продают по предъявлению паспорта, а, положим, японец может купить и землю, и недвижимость в Швейцарии.
    2. В результате наезда мотоцикла был нанесен удар в правую ногу, отчего последняя упала и получила повреждение головы.
    3. Площадь всплывущих болот в целом по водохранилищу составит 15 процентов акватории.
  3. 4 баллов. Объясните, по какой словообразовательной модели образовано слово. Попробуйте определить его морфемный состав и вспомнить историю его суффикса.
    Красноярские стрелки из лука справили новоселье: в учебно-спортивном комплексе начало работу специализированное закрытое пятидесятиметровое стрельбище. Такой лукодром позволит проводить тренировки круглый год (газ.)
  4. 5 баллов. Попробуйте описать с использованием примеров современные тенденции в образовании аббревиатур.
  5. 4 баллов. Назовите известные вам реформы русского письма и орфографии и по возможности их время, инициаторов, причины и последствия.
  6. 4 баллов. Опишите композиционные ососбенности детской считалки. Покажите их на примере.

11 КЛАСС. Ответы.

вверх
  1. Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (издание 1842 г.). Смысловой тип - описание. Архаизмы: грамматические: пустынеЮ, представляласЯ, одноЮ черноЮ точкоЮ. Тропы: эпитет: девственною пустынею, неизмеримым волнам; метафора: брызнули миллионы разных цветов; в небе неподвижно стояли ястребы; сравнение: вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном; гипербола: тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Фигуры: анафора: вон - вон; параллельная конструкция: Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидольною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи; инверсия: Из травы подымалась мерными взмахами чайка; риторическое восклицание: Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
    1. Должно быть - по предъявлении паспорта. В данном случае предло ПО должен употребляться с предложным, а не дательным падежом;
    2. ПОСЛЕДНЯЯ является отсылочным словом, типа местоимения, но отсылает к ближайшему предшествующему существительному, получается, что ПОСЛЕДНЯЯ - это нога. Исправить можно так: В результате наезда мотоцикла был нанесен удар в правую ногу потерпевшей, отчего последняя упала и получила повреждение головы.
    3. Причастие настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются. Возможна замена на причастие прошедшего времени - ВСПЛЫВШИХ.
  2. По модели ИППОДРОМ, АЭРОДРОМ, КОСМОДРОМ, АВТОДРОМ, МОТОДРОМ. ДРОМ - по происхождению из греч. со значением 'дорога'. До появления слова АЭРОДРОМ как суффикс не выделялось.
  3. Можно указать следующие тенденции -
    1. к благозвучию: СИНТО - банк, ТРАНСАЭРО и т.п.;
    2. к удобству зрительного восприятия: МММ, ТНТ, СТС и др.;
    3. к неразличению кириллического и латинского написаний (те же примеры);
    4. к совпадению или схожести с полноценными словами русского или других языков; СИНТО-банк, ТАНАКО, РОСТ и др.
  4. Две реформы:
    1. 1708-1710 гг., Петр I; устранены буквы "кси", "пси", "от" ("омега"), изменены начертания многих букв;
    2. 1917-1918 гг., Временное правительство, Совет народных комиссаров: отмена "ятей", "ижицы" и "фиты", некоторые другие изменения.
  5. Стиховая организация, с ритмом и рифмой, незначимость смысла (мнемоническая функция: каждое слово - единица счета). Характерные черты - наличие звукоподражаний и бессмысленных слов.
вверх

© Муниципальный центр образования
@cobr.kts.ru