Литература - 2000
<<<<< | 9 класс | 10 класс | 11 класс | <<<<<


9 КЛАСС. Задания.

вверх

Боги литературного мира.

Кто это? Разумеется, писатели, творцы судеб своих героев. Ваша задача - узнать каждого Бога с полуслова. Итак...
  1. Он получил блестящее образование и завоевал такое расположение власти, что был назначен дипломатом. Тем не менее, его произведение выставляло "высший свет" в весьма неприглядном свете. Трагически погиб за границей.
  2. Он получил блестящее образование, подвергался нападкам за свое увлечение романтизмом, был приближен ко двору, из-за чего весьма страдал. Трагически погиб.
  3. Он обучался в Московском университете, где однокурсники отмечали в нем высокомерие и гордость (это отчасти отразилось и в характере его героев). Превыше всего он, как и его герои, ценил внутреннюю свободу. Также, как и один из его героев, трагически погиб.

Герои литературного мира.

Сейчас вам предоставляется возможность... повернуть вспять историю. (Разумеется, только литературную). Напишите письмо Плюшкину и отправьте его в то время (укажите, какое), когда он еще не погиб духовно. Ваша задача - попытаться спасти его от духовной смерти. Поскольку вы уже знаете судьбу героя, в подтверждение своих мыслей можно приводить любую информацию из произведения.

Герои литературного мира.

Сейчас вам предоставляется возможность... повернуть вспять историю. (Разумеется, только литературную). Напишите письмо Обломову и отправьте его в то время (укажите, какое), когда, на ваш взгляд, в его судьбе еще можно было что-то изменить к лучшему. Поскольку вы уже знаете судьбу героя, в подтверждение своих мыслей можно приводить любую информацию из произведения.

Архитектура литературного мира.

Литературные произведения, также как и дома, строятся по своим законам, имеют свои стиль, элементы конструкции, краеугольные камни... Ваши задача - назвать термины, соответствующие данным ниже объяснениям.
  1. Ответственный момент в развитии действия, предрешающий развязку; точка, момент наивысшего подъема, напряжения в развитии чего-либо -
  2. Элемент сюжета, событие, являющееся отправной точкой в развитии действия -
  3. Последовательность, связь описания событий в произведении -
  4. Исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения -
  5. Малый прозаический жанр, представляющий отдельный эпизод из жизни героя (или ограниченного круга персонажей); при детальном изображении центрального события его предыстория опускается или подается фрагментарно, а герой изображается не в становлении, а "здесь" и "сейчас" - в момент совершения поступка. Действие в этом жанре кратковременно, набор событий ограничен -

История литературного мира.

"Русская общественная жизнь и литература XIX века всегда были тесно взаимосвязаны..." Как вы понимаете смысл этого утверждения? В чем это проявлялось? То есть как литература и общественная жизнь влияли друг на друга? Пусть ваш ответ после краткого вступления строится на примерах конкретных произведений и чем их будет больше, тем лучше.

География литературного мира.

Назовите как можно больше наименований сел, городов, рек, лесов и т.д., которые можно встретить только на русской литературной карте. Не предлагать варианты из фантастических и приключенских произведений последнего десятилетия!

9 КЛАСС. Ответы и решения.

вверх
Боги литературного мира.
Не более 30 минут. По одному баллу за каждый правильный ответ. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов.
Герои литературного мира.
Не более часа. Оценивается: понимание трагедии - до 10 баллов; художественный и логико-рациональный уровень изложения - до 8 баллов, знание содержания - до 6 баллов.
Архитектура литературного мира.
Не более 30 минут. Два балла за каждый правильный ответ. Кульминация, завязка, сюжет, жанр, рассказ.
История литературного мира.
Не более часа. За понимание проблемы в целом - до 4 баллов. За каждый логически и содержательно обоснованный ответ на базе примера - до 4 баллов.
География литературного мира.
Не более 30 минут. По баллу за каждое наименование.

10 КЛАСС. Задания.

вверх

Боги литературного мира.

Кто это? Разумеется, писатели, творцы судеб своих героев. Ваша задача - узнать каждого Бога с полуслова. Итак...
  1. В истории русской культуры он остался не только как великий поэт, но и как талантливый организатор журнального дела. Во многом именно благодаря ему получили развитие такие журналы как "Современник" и "Отечественные записки", в которых опубликовались классики русской литературы XIX века.
  2. Этот поэт уделял большое внимание крестьянской проблеме в России. С детских лет он был близок крестьянам, знал их "незримые, невидимые миру слезы". Итоговое произведение, которое было посвящено теме крестьянства, автор писал около 20 лет.
  3. Детство этого автора прошло в помещичьей семье, однако, весь свой талант он направил против крепостничества.

Герои литературного мира.

Сейчас вам предоставляется возможность... повернуть вспять историю. (Разумеется, только литературную). Напишите письмо Обломову и отправьте его в то время (укажите, какое), когда, на ваш взгляд, в его судьбе еще можно было что-то изменить к лучшему. Поскольку вы уже знаете судьбу героя, в подтверждение своих мыслей можно приводить любую информацию из произведения.

Архитектура литературного мира.

Литературные произведения, также как и дома, строятся по своим законам, имеют свои стиль, элементы конструкции, краеугольные камни... Ваши задача - назвать термины, соответствующие данным ниже объяснениям.
  1. Эпический прозаический жанр, для которого характерны развернутый событийный ряд, представляющий в действии несколько персонажей, развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющем воссоздать психологический мир героя -
  2. Малый прозаический жанр, представляющий отдельный эпизод из жизни героя (или ограниченного круга персонажей); при детальном изображении центрального события его предыстория опускается или подается фрагментарно, а герой изображается не в становлении, а "здесь" и "сейчас" - в момент совершения поступка. Действие в этом жанре кратковременно, набор событий ограничен -
  3. Большая эпическая форма художественного повествования, отличающаяся многообразием действующих лиц, разветвленностью сюжета, глубокими характеристиками большинства героев, уровнем осмысления проблем, масштабностью освещения событий. Данная форма иногда включает в себя иные жанры, и даже целые произведения -
  4. Сюжетная основа художественного произведения, предопределенная литературной традицией расстановка лиц и событий -
  5. Последовательность, связь описания событий в произведении -

История литературного мира.

Каждый русский писатель "проблематичек", если иметь в виду то, что в поле его зрения всегда попадала та или иная проблема общественной жизни. Попытайтесь выстроить ряд примеров по схеме "писатели - проблемы". Чем больше примеров, тем лучше. Избегайте штампов, вроде: "Гоголь - проблема "мертвых душ", называйте (объясняйте) проблему своим языком.

География литературного мира.

Назовите как можно больше наименований сел, городов, рек, лесов и т.д., которые можно встретить только на русской литературной карте. Не предлагать варианты из фантастических и приключенских произведений последнего десятилетия!

10 КЛАСС. Ответы и решения.

вверх
Боги литературного мира.
Не более 30 минут. По одному баллу за каждый правильный ответ. Школьники, давшие общий ответ по отношению ко всем вопросам (Некрасов) получают 4 балла.
Герои литературного мира.
Не более часа. Оценивается: понимание сути проблемы - до 10 баллов; художественный и логико-рациональный уровень изложения - до 8 баллов, знание содержания - до 6 баллов.
Архитектура литературного мира.
Не более 30 минут. Два балла за каждый правильный ответ. Повесть, рассказ, роман, фабула, сюжет.
История литературного мира.
Не более часа. По одному баллу за каждый правильный пример.
География литературного мира.
Не более 30 минут. По баллу за каждое наименование.

11 КЛАСС. Задания.

вверх

Боги литературного мира.

Кто это? Разумеется, писатели, творцы судеб своих героев. Ваша задача - узнать каждого Бога с полуслова. Итак...
  1. Назовите не менее двух великих русских писателей первой половины XX века, которые по своей первоначальной профессии были врачами.
  2. Одно из последних крупных произведений этого автора посвящено теме Великой Отечественной войны. Оно появилось на свет относительно недавно и очень ярко, правдиво показывает трагизм того времени, когда советских солдат расчетливо использовали в качестве "пушечного мяса".
  3. Перу этого автора, считающегося блестящим и самобытным поэтом, принадлежит роман, в котором особенно ярко представлен весь трагизм Гражданской войны в России. Но в данное прозаическое произведение, что интересно, включен цикл стихов, некоторые из которых стали особенно известны.

Герои литературного мира.

Сейчас вам предоставляется возможность... повернуть вспять историю. (Разумеется, только литературную). Напишите письмо Анне Карениной и отправьте его в то время (укажите, какое), когда, на ваш взгляд в ее судьбе еще можно было что-то изменить к лучшему. Поскольку вы уже знаете судьбу героя, в подтверждение своих мыслей можно приводить любую информацию из произведения.

Архитектура литературного мира.

Литературные произведения, также как и дома, строятся по своим законам, имеют свои стиль, элементы конструкции, краеугольные камни... Ваши задача - назвать термины, соответствующие данным ниже объяснениям.
  1. Исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения -
  2. Сюжетная основа художественного произведения, предопределенная литературной традицией расстановка лиц и событий -
  3. Последовательность, связь описания событий в произведении -
  4. Эпический прозаический жанр, для которого характерны развернутый событийный ряд, представляющий в действии несколько персонажей, развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющем воссоздать психологический мир героя -
  5. Большая эпическая форма художественного повествования, отличающаяся многообразием действующих лиц, разветвленностью сюжета, глубокими характеристиками большинства героев, уровнем осмысления проблем, масштабностью освещения событий. Данная форма иногда включает в себя иные жанры, и даже целые произведения -

История литературного мира.

Представьте, что вы - литературный критик. Вам необходимо проанализировать любое русское литературное произведение XIX - начала XX вв. Укажите сильные / слабые стороны его формы и содержания; ценность / вред для общества; значение для отечественного / мирового литературного процесса. Не бойтесь выражать свое мнение!

География литературного мира.

Назовите как можно больше наименований сел, городов, рек, лесов и т.д., которые можно встретить только на русской литературной карте. Не предлагать варианты из фантастических и приключенских произведений последнего десятилетия!

11 КЛАСС. Ответы и решения.

вверх
Боги литературного мира.
Не более 30 минут. По одному баллу за каждый правильный ответ. В первом случае ответ засчитывается при наличии двух имен: Чехов или Булгаков. Школьники, превзошедшие норму (например, назвавшие еще и Вересаева) получают не один, а два балла. Ответы на следующие пункты: Астафьев, Пастернак.
Герои литературного мира.
Не более часа. Оценивается: понимание сути конфликта - до 10 баллов; художественный и логико-рациональный уровень изложения - до 8 баллов, знание содержания - до 6 баллов.
Архитектура литературного мира.
Не более 30 минут. Два балла за каждый правильный ответ. Жанр, фабула, сюжет, повесть, роман.
История литературного мира.
Не более часа. До 10 баллов - за умение выявлять достоинства / недостатки произведения; до 8 баллов - за доказательность своих рассуждений; до 6 баллов - за форму изложения.
География литературного мира.
Не более 30 минут. По баллу за каждое наименование.
вверх

© Муниципальный центр образования
@cobr.kts.ru