Слово
 

Головастики

Обитатели

Книжная полка

   

Статьи

Слово

Архив

Запад
Восток
   

 

И ещё снова после долго перерыва - восьмой номер "Головастиков".

 
 

 

И,… как и в прежнем номере - несколько фраз в сопровождение, об особенностях выпуска. - Увы, приходится идти ещё на одну уступку: верхним пределом количества строк в стихотворении (рубрики "ЗАПАД") будет число 12!.. Причина всё та же. Не хочется оставлять поэта нераскрывшимся…и, в то же время, не гоже так сразу отказаться от задуманного направления, то есть - журнала миниатюр. Нефиксированные персональные исключения из правила, считаю допустимыми.

2. В рубрике "СТАТЬИ", и на этот раз, читайте Просветлённого мистика ОШО, "повторенье - мать ученья". Рисунок "Я - ты" поэта Владимира Монахова из Братска - обновлён, по его просьбе и оставлен: он мне тоже нравится. Просматривая этот шедевр, не забудьте склонить своё внимание к статье ОШО.

3. Ефим Мандель, интересный поэт миниатюрист, прислал мне 7 своих книжек стихов ("западных" и "восточных", а так же крохотную статью "…", которую я и предлагаю прочесть "тут-теперь", чтобы Вам были более понятны мои дальнейшие рассуждения.


Ефим Мандель


о моей поэзии изнутри и извне

В поисках своей формы не буду чуждаться эффективной критики, уточнений и углублений. Хочется приблизиться к гармонии содержания и формы. Отыскав в жизни мысль (изюминку, алмаз) пытаюсь отшлифовать её до бриллианта и поместить в интересную форму. Красоту формы вижу в симметрии. Видео и аудио симметрии составляют гармонию стиха, красоту начертания и звучания, ритм и рифму, схожесть строф или закономерное их нарушение. Симметрии ударных и безударных слогов трудно придерживаться, если не учитывать подударения в длинных словах, что поневоле возникают при чтении стиха во время ритмичного дыхания. Симметрию рифмующихся строк подчёркивает приближенное равенство количества слогов. Ассиметрия в длине строк, ритма и рифмы верлибра всё же имеет ограничение на длину строки, чтоб не обрести прозаичное звучание. Стихи в прозе имеют ритм (можно и рифму) и длинные строки. Белый стих симметричен по ритму и ассиметричен по рифме. Мне нравится форма стиха, прижатого к правому краю, чтоб рифма была под рифмой, а возникшие слева ступеньки помогли взгляду находить следующую строку. Строка разорванная на несколько частей даёт смысловую паузу в конце, подчёркивая интонацией гармоничную аритмию, хотя ритм при этом может и присутствовать. Колорит уличного языка и отсутствие знаков препинания подчёркивают музыку стиха и допускают многозначную трактовку.
Ефим Мандель и я - одного поколения. Оба по образованию не литераторы, а инженеры, он с более "научным" уклоном: кончал мехмат Одесского университета, а я, ещё приземлённее, окончил Омский политехнический, по специальности "Машины и технология литейного производства". И он и я почти в одно и то же время, более тридцати лет тому назад, увлеклись восточной поэзией и настырно практиковали. Естественно, но интересно, оказывается, были забавные совпадения. Ну, например, есть у него такой маленький шедевр:

* * *
один пижон
имел Пи жон
А у меня есть такое:


* * *

Стоя спят
Сто опят.

И ещё, и ещё…

Когда начинаешь работать с таким мизером, то поневоле натыкаешься на препинания. И эти знаки буквально тормозят мысль и чувства…. Приведу пример по ходу возникший:

* * *

- С дороги! -
Шуга, - лишу прав!..
Я грешу…

Ну и вот, - на семь слов - семь знаков препинания! Да ещё эти традиционные заглавные буквы в начале каждого стиха!.. А если… звёздочек лишить (до рядового!) и написать так:

с дороги
шуга лишу прав
я грешу


Кстати, от знаков препинания и от прописных букв в начале стиха, уже многие, пишущие хайку, отказались, смотри, например, ТРИТОН - Российский альмонах поэзии хайку. А вот прижимать строки к правой стороне - я такого ещё не встречал!.. и в этом что-то есть.
Можно бы и ещё поговорить о новшествах Ефима Манделя из Нижнего, Владимира Монахова из Братска и других авторов, и о своих же наработках! но эта тема… ждёт отдельного разговора.

4. Заслуживают внимания ОСКОЛКИ Савиной. Ольга не случайный человек в городе Зеленогорске (Красноярске45) и я рассчитываю на её сотрудничество. Правда смущает заявка на прародительницу жанра, но это скорее "надумки" журналистки, её представившей. - Чем ни прародитель - Ефим Мандель из Нижнего Новгорода, или, скажем, Владимир Монахов из Братска, или Алексея Андреева из той же Москвы ( он же и - Питера)… Как сказал один из пройденных авторитетов, цитирую - "Процесс пошёл…" и мы этому рады.
5. Следите, - появились новые "головастики.

 
     

 



 

СЛОВО - слово редактора; редактор - это я, Евгений Мартынов, житель города Зеленогорска
Красноярского края, подавший идею открытия в интернете этого журнала поэтических миниатюр, другими словами - автор проекта. Выходить в "свет" намерены - посезонно, но…
жизнь подскажет, подкорректирует. Структуру журнала вы уже, видимо, поняли. - ЗАПАД наполняется одностишиьями, двухстишьями… и так до восьми строк (такое наше условие) в стихотворении - коротком, лаконичном, ёмком. ВОСТОК - мы ограничим поэзией хайку и танку, и…, также, их производными (см. рубрику СТАТЬИ).
Таким образом, на западной стороне - коротко и ясно (как на подоконнике!), ВОСТОК - притуманенность, недосказанность, непроявленность, очарование "вещью", подражание её внутреннему духу, улавливание уходящего, последнего отблеска, смешное, забавное, уединённость, одинокость, единство духа и ещё, и ещё…
Мы надеемся на то, что в болотцах нашей зоны, объединённых простейшими гидросооружениями, или же, и того проще, сезонными половодьями, нас головастиков прибудет.
Для того чтобы стать - как мы, Вам нужно разово, периодически, или постоянно здесь о (или) публиковаться.
Так что, присылайте ваши наработки отзывы и пожелания по адресу:golovastik@rambler.ru

Лучшее в столах не залежится.

 

Головастики Слово Статьи Обитатели Книжная полка Архив

Запад Восток