Тамара Ламанова
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОЭТЕ И ПОЭЗИИ
Что такое поэзия? Это настроение, состояние души, эмоции, чувства.
Как нельзя более точно всё это можно отразить в японском трёхстишье
(хайку). Тонко подмечаются природные явления, социальная жизнь.
События взяты из окружающего мира, строго сплетены подсознанием
в узорный ковёр стиха.
Чаще всего это не рифмованный стих, но сколько в нём взаимосвязи,
мелодии чувства.
Качается рожь
под мелодию ветра.
Танец печали.
Чувствуется просто ощущение ветерка, печать грусти ложится на чело,
представляется поле, где волнами рожь катится из края в край.
И так до бесконечности можно находить в природных явлениях, в животном
мире что-то удивительное, ласкающее слух, дарящее наслаждение.
Нарушает ночь
трель на болотной кочке,
лягушки поют.
Поэт это, прежде всего, путешественник, исследователь. Только дорога
даёт пищу к размышлению, свежие чувства, эмоции. Главное не упустить
настрой, успеть записать, а то проходит день, другой и всё меняется.
Нельзя вернуть промелькнувших мгновений.
Паровоз летит
На встречу с Байкалом.
Здравствуй озеро!
Сколько ожиданий, впечатлений будущего скрыто в этих простых строчках.
А вот уже погода и настроение по приезду на базу отдыха:
Мокрая трава.
Лужи кругом. Гложет грусть.
Небесная хлябь.
Но стоило выглянуть солнцу:
Ливень смывает:
И пыль, и грусть, и горе.
Начнём сначала.
Классическая японская поэзия пронизана философствованием,
чувственными стихами.
Я тоже следую традициям стиля хайку, стараюсь не упустить эти темы:
Дуновением
лёгким прикоснулся ты.
Светел твой образ.
Волна качает
пряди золотых волос
любви огромной.
По-моему, поэт - всегда философ. Он все события наблюдает,
анализирует и в стихотворной форме излагает выводы:
Жизнь, как ручейки,
собираются рекой
Земного шара
Что можно возразить против такой простоты понятия жизни.
Ведь, так всё, на самом деле, и есть, - чтоб потекла большая река,
сколько ручейков должно наполнить её русло.
Вот, как река становится полноводной, по слиянии многих ручейков,
так и поэт начинает писать, когда у него накапливается материал.
Нельзя быть "диванным" поэтом, нужны постоянно, свежие
наблюдения, общения, чувства, которые бы заставили сердце биться
учащённо, рождали бы новые образы.
Засвечу свечу,
Твой образ в голове.
Где ты теперь?
Тамара Ламонова
Октябрь 2001 г.
ТИМОФЕЙ НОВИЧКОВ
ДУХ ХАЙКУ
Работая в жанре хайку, я убедился в том, что строки с одинаковыми
слоговыми единицами могут стоять так же, как и по одиночке, то слева,
то справа от осевой строки, как: 5-5-7, 7-5-5 и 7-7-9, 9-7-7.
Вот мои примеры.
***
Как фигуристки,
Кружат на воде
Букашки болотные…
***
То блики, то струек блеск
В ручье журчащем -
Морзянка Земли.
***
Носорог из болотца,
А сороки - на спину:
Для африканок обед готов.
***
С ёлочки на струйку ветра…
И снова на ёлочку -
Паучок реактивный.
И ещё. Читая хайку, как оригинальные так и переводные,
Я заметил, что они иногда не вписываются в основополагающую схему,
как в прокрустово ложе длинноногие и коротыши.
В качестве примера привожу стихи, взятые из альманаха "Тритон".
Весенний гололёд:
Упал -
Увидел звёзды.
Алексей Андреев
В тени ветвей
Скачет
Тень воробья.
Марина Гаген
Майский снег. Замечталась торговка.
Расторопные воробьи
Тащат семечки из мешка.
Вячеслав Васин
Снежинку
Звезда уронила…
Рождество.
Соома Сэнко
Во всех этих стихах витает дух хайку.
Пусть живут на радость читателю и коротыши,
И длинноногие, и всякие!
Тимофей Новичков
21.10.01.
г. Зеленогорск
|