А. Л. Зайцев     “Это нужно прежде всего нам, землянам...”
 
70-метровая антенна ЦДКС в Евпатории Первый терменвокс-концерт для других цивилизаций предлагает передать на пороге 3-го тысячелетия из Центра дальней космической связи главный научный сотрудник Института радиотехники и электроники, доктор физико-математических наук Александр Зайцев.
Перед вами - интервью учёного сотрудникам газеты Московские Новости –
научному обозревателю Александру Малинову и корреспонденту Фёдору Войтоловскому:
  • Александр Леонидович, в чём суть Вашего предложения?
Среди множества объяснений того факта, что более чем 40-летние поиски радиосигналов космического разума пока не дали положительных результатов есть и вот такое, “детское”, объяснение, – а что, если все во Вселенной прильнули к приемникам и заняты лишь поисками сигналов других цивилизаций, а одинокие попытки подать свой собственный голос дружно отклоняются благоразумно-послушным большинством: “Мало ли чего? Не надо высовываться”?...
Но согласитесь, что без голоса активного меньшинства любые усилия лишаются всякого смысла. Тем более что именно оно, это неблагоразумное творческое меньшинство, и есть цвет и украшение любой, не только земной, цивилизации. И потом, я не стал бы сетовать на нашу беззащитность и недоразвитость по сравнению с другими, на миллиарды лет более древними и мудрыми, цивилизациями.
“Мы есть и мы такие, вот мы” – чем не повод заявить о себе и начать первые сеансы радиовещания для других цивилизаций? Без гипотез о нашей (может быть) ущербности или (может быть) единственности во Вселенной. Несомненен лишь факт нашего существования, и именно из этого надо исходить. Итак, – вперед, к радиовещанию для внеземных цивилизаций! Разве нам нечего сказать?
  • Но почему именно музыка? Ведь первые два радиопослания, отправленные в 1974 году из Аресибо и в 1999 году из Евпатории, представляли собой обычные двоичные потоки научной информации.
Наша цель – поведать о себе, создать наш образ, причем в воображении тех, о которых мы знаем лишь одно, а именно то, что они разумны. Как и, главное, на каком языке это наиболее грамотно, с нашей, земной, точки зрения, осуществить? Только на языке искусства, который понятен всем...
Несомненно, язык науки однозначен и является мощным средством познания, но процесс ученичества здесь очень и очень труден и продолжителен. Вы можете возразить, что процесс обучения в музыке тоже долог, но мы же говорим о “зрителях” и “слушателях”. Невозможно понять и оценить изящество научной теории без соответствующего специального образования, но для того, чтобы испытать радость от рождающихся в сознании образов, навеваемых музыкой, вовсе не обязательно быть профессиональным музыкантом.
К тому же, согласитесь, – любое, в том числе и земное, искусство уникально и не стареет со временем, и именно поэтому интересно всюду, в то время как законы природы единообразны, во всяком случае, в нашей части Вселенной, то есть, скорее всего, известны и “им” тоже.
Второй, не менее важный момент – наши органы чувств. Есть зрение и осязание кончиками пальцев – это многоканальные органы чувств, а есть слух, очень совершенная, но одноканальная система приема и восприятия сигналов внешнего мира. Я думаю, что начинать надо, ориентируясь именно на предположение о наличии у “них” как минимум, способности к одноканальному восприятию поступающей информации и способности “видеть” мир через это “волшебное стекло”. Я не случайно упомянул здесь название песни, исполняемой Дианой Гурцкой, так как мне кажется, что её голос и уникальный опыт могут быть весьма полезны при создании будущих музыкальных радиопосланий к другим цивилизациям.
  • А как же терменвокс, о котором Вы говорили?
Терменвокс – первый бесконтактный музыкальный инструмент, его изобрел наш замечательный соотечественник Лев Сергеевич Термен в 1918 году. Сигнал терменвокса обладает рядом ценных радиотехнических свойств, делающим его оптимальным для обнаружения и восприятия на межзвездных расстояниях. В отличие от большинства других музыкальных инструментов, сигналы, порождаемые терменвоксом, имеют узкий текущий спектр, а их частотные вариации происходят плавно и без разрыва фазы. Повторяю, – эти свойства очень ценны с точки зрения обнаружения и восприятия таких сигналов “там”, после прохождения нашим радиопосланием десятков и сотен световых лет.
  • Самое время поинтересоваться дальностью действия современных систем дальней космической связи. На какие расстояния сейчас можно передавать наши радиопослания?
Всего к звездам, как Вы правильно заметили, целенаправленно было передано два радиопослания – в ноябре 1974 года из обсерватории Аресибо, Пуэрто-Рико, где находится крупнейший в мире радиолокационный телескоп, использующий зеркальную антенну диаметром 300 метров и мощный передатчик сантиметрового диапазона, и в мае-июле 1999 года из Евпаторийского Центра дальней космической связи, где также есть мощный радиолокационный телескоп, единственный в Старом Свете. Расчеты показывают, что если “там” радиотехника находится примерно на таком же уровне, то наши радиопослания могут быть обнаружены на расстояниях в несколько десятков световых лет, а если предположить, что они чуть-чуть впереди (примерно на эти самые десятки лет), – то всюду в Галактике.
  • Последние открытия внесолнечных планет (их сейчас, если не ошибаюсь, известно около пятидесяти) позволяют вполне осознанно выбирать адресатов наших радиопосланий. Или тут надо исходить из других, более “хитрых” соображений?
Ковш Б.Медведицы и звезда из текстаЯ бы предложил звезду № 47 в созвездии Большая Медведица, которая в звездных каталогах и атласах значится как 47 Uma. Она расположена от нас на расстоянии “всего” 36 световых лет, похожа на наше Солнце и по возрасту, и по спектральному типу. Около 47 Uma обнаружена крупная планета с массой порядка 2,4 масс Юпитера. В отличие от большинства других внесолнечных планет, эта планета имеет почти круговую орбиту и находится сравнительно далеко от своей звезды, на расстоянии, более чем в два раза превышающем расстояние от Земли до Солнца. Поэтому не исключено, что внутри ее орбиты могут быть и планеты земного типа, находящиеся при этом в таких же “тепличных” условиях, что и наша Земля – недалеко от своей звезды и под защитой от внешних астероидов и комет, которую обеспечивает планета-гигант. Есть и другие интересные предложения по выбору адресатов будущих радиопосланий.
  • Давайте поговорим о репертуаре. Что предполагается включить в программу Первого терменвокс-концерта?
Тут возможны два варианта. Можно организовать “живой” концерт с выездом известных мастеров игры на терменвоксе непосредственно туда, откуда будет передаваться первое музыкальное радиопослание. А можно сделать запись в студии и самим привезти эту запись в Центр дальней космической связи.
Именно так я поступил, когда собирался в Евпаторию, где с 11 по 15 сентября этого года проходила 3-я Международная конференция по проблеме астероидной безопасности “Космическая защита Земли”. Лидия Кавина, композитор и признанный виртуоз игры на терменвоксе, по моей просьбе записала кассету с четырьмя произведениями. Это классика – “Лебедь” Сен-Санса и отрывок из оперы Гершвина “Порги и Бесс”, народная музыка – мелодия русской песни “Калинка” и собственное произведение Л. Кавиной “Монолог”. Сейчас бы я еще добавил мелодию Глинки, наш несостоявшийся российский гимн. Хорошо бы также включить в программу Концерта и других исполнителей, в том числе и с Украины. Однако мои поиски по электронной почте таких исполнителей в Киеве пока не дали никаких результатов.
На Евпаторийской конференции я выступил с проектом Первого терменвокс-концерта, этот проект был с энтузиазмом поддержан делегатами, а в адрес Украинского космического агентства, в ведении которого находится Центр дальней космической связи, сопредседатели Конференции профессор Вадим Симоненко и профессор Константин Суханов по факсу направили Обращение с просьбой разрешить радиопередачу этого концерта. Но, к сожалению, была пора отпусков и, в отсутствие первых лиц Агентства, вопрос не удалось решить оперативно. А тут и конференция закончилась... Но поддержка-то, высказанная на конференции международным научным сообществом, осталась...
Теперь, я думаю, можно было бы собраться на Старый Новый год, милый праздник, отмечаемый только у нас, на просторах бывшего Союза. Все сходится – наша идея, наше изобретение (я говорю о терменвоксе), наш праздник, новое тысячелетие!
  • Прекрасно! Так за чем же дело стало? Чего нам не хватает?
Нужны деньги. Евпаторийское послание 1999 года было отправлено на средства от частных взносов его участников, в основном граждан США, тех, кто пожелал отправить свои собственные текстовые сообщения. Но это довольно долгий процесс – сбор большого количества небольших, в пределах 10-15 долларов, частных пожертвований. Поэтому здесь, чтобы не опоздать, понадобится какое-то другое, смелое финансовое решение. Но это дело я бы предложил поручить Вам и вашей замечательной газете.
12.12.2000.
В начало сайта | О проекте