Под таким названием в Центре дополнительного образования «Перспектива» прошел первый модуль проекта, направленного на организацию массовой работы по привлечению детей к занятиям научно-техническим творчеством, выявление и поддержку детей, склонных к изучению точных наук, техническому моделированию, на дальнейшую профессиональную ориентацию в сфере атомной промышленности.
Руководитель – доктор философских наук А.А. Попов, начальник отдела проектирования стандартов и оценки качества общего образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ.
Шаг в этом направлении очень своевременен и осуществляется в русле государственного заказа. В сфере промышленного производства растет дефицит квалифицированных инженеров, несмотря на то, что ежегодный выпуск таких специалистов составляет 200 тыс. человек в год. Специалисты констатируют, что российская инженерная школа во многом утратила свои позиции. И эта проблема требует кардинального решения. В том числе и ранней профориентации на инженерные специальности.
Проект «Школа инженерной культуры» осуществляется при финансовой поддержке ОАО «ПО «Электрохимический завод» и реализуется в формате интенсивной школы. Образовательная программа рассчитана на учащихся 8-11 классов, интересующихся техникой, инженерными дисциплинами и специальностями.
Цель программы – овладение умениями использовать методы творческой деятельности и проектировать личностно и общественно значимые технические объекты в рамках современной технической и технологической культуры.
Образовательный процесс строится по модульному принципу. Каждый модуль имеет свою тематическую направленность: техносфера, технопроект, технодизайн, техносалон. Модули ориентированы на работу проектного характера.
Межмодульное сопровождение осуществляют тьюторы из числа педагогов ЦДОД «Перспектива».
В первом модуле Школы приняли участие 87 человек из средних общеобразовательных школ №161, 163, 167, 170,172, 175,176, Гимназии №164, Лицея №174.
Для реализации 1-го модуля разработчиками был выбран материал, связанный с техникой и технологиями, так как техника и технологии играют центральную роль в современной жизни и востребованны молодежью.
Тематика модуля была выстроена таким образом, чтобы у участников, возникло осмысление сущности техники, как ответ на многие фундаментальные вопросы. Когда техника возникает и какие этапы проходит в развитии? Каково влияние техники на человека и природу? В чем природа техники? Как техника относится к другим сферам человеческой деятельности? Каковы перспективы развития и изменения техники? Действительно ли техника угрожает нашей цивилизации? Что такое комплексное использование природных ресурсов, новые технологии и перспективы человека, замещение человека в технике и глоболизация технической системы и другие.
Участникам Школы были предложены экспертные доклады «Практики исследования и открытия», «Инжиниринг. Технологический и социальный», «Технопроцессы и ресурсная база современного общества», «Материя в понятии физики. Свойства веществ через физическую призму».
Ребята поработали в научно-исследовательских группах. За 3 дня погружения они провели серьезную аналитическую и работу, получили прекрасный опыт творческого поиска, планирования проектной деятельности, выбора путей и способов его реализации, публичной защиты и обсуждения проектов среди ровесников и профессионалов.
Впереди еще 3 модуля, развитие выдвинутых идей, оформление проектов, обобщение и продвижение полученных результатов.
В.Ф. Филон