26 ноября в библиотеке им.В.Маяковского прошел общественный диспут на тему: «Школа: вчера сегодня, завтра», посвященный уходящему Году учителя.
Организаторы диспута: Городское научное общество учащихся и Открытый народный университет старшего возраста.
Цель диспута: Обмен информацией о работе школьных систем и детских общественных объединений разных времен.
Ведущие диспута: Дарья Гриднева, секретарь координационного совета городского НОУ и Нина Антонова, активист ОНУ.
Мероприятие проходило в рамках проекта «К диалогу поколений: Научное общество учащихся для Открытого народного университета», авторами которого являются Габитова Вероника, председатель городского НОУ и Чернова Марина Олеговна, педагог ЦДОД «Перспектива». Основная идея проекта заключается в культурно-образовательном взаимодействии двух поколений: подрастающего и старшего.
Данный проект был включен для реализации в общий проект «Развитие социальных инициатив моногородов Красноярского края», победившего в краевой государственной грантовой программе «Социальное партнерство во имя развития».
В дискуссии участвовала молодежь в лице учащихся школ города, обучающихся центра образования «Перспектива», представителей школьных НОУ и пожилые люди в лице слушателей Открытого народного университета, а также учителя школ.
Два поколения обсуждали вопросы, касающиеся системы образования разных времен.
Школа прошлого у людей старшего поколения вызывает ностальгию, связанную с воспоминаниями о первом учителе, сплоченных детских коллективах, школьных вечерах. У учащихся школа, которая уже осталась в истории, вызывает позитивные чувства, ведь в этой школе учились их родители, бабушки и дедушки.
Наиболее дискуссионным оказался вопрос о современной школе. Пожилые люди склонны негативно о ней отзываться, считая, что сегодняшняя школа вобрала в себя самые худшие факторы нового времени: курение, наркотики, мелкое хулиганство. О дедовщине в школе говорила одна из слушательниц ОНУ.
Школьники, напротив, не причисляют названные проблемы к главенствующим, считая, что новую школу отличает свобода выбора у учащегося образовательного направления, а также разнообразие учебных и спортивных кружков и секций. О высокой занятости современных подростков говорили обе стороны, однако старшее поколение убеждено, что молодежь больше времени проводит за компьютерными играми и в ночных клубах, школьники выражая несогласие с ними, уверяли, что много времени и сил отнимает у них дополнительное образование.
Сюжет блиц-опроса горожан, продемонстрированного в ходе диспута, показал, что и дети и взрослые одинаково отмечают высокий уровень знаний современных школьников, которые дает школа, но вместе с тем, старшее поколение сетует на явные пробелы в воспитании современных учащихся. Все сошлись во мнении о падении престижа профессии учителя за последние десятилетия.
Единая школьная форма, бесплатное питание, патриотическое воспитание – основные черты школы прошлых лет, перечисленные аудиторией.
К признакам новой школы участники отнесли техническую оснащенность, компьютеризацию, свободу выбора программ, ЕГЭ, образовательные стандарты.
Задолго до диспута Совет НОУ провел анкетирование представителей двух поколений. Результаты, представленные Раевской Софьей, были прогнозируемы. Во многом, они подтвердили мнение участников диспута. В конце сообщения Софья озвучила общий вывод, соответствующий ходу всего мероприятия: «Каждая школа отвечала требованиям и запросам своего времени».
В завершении дискуссии, Нина Антонова процитировала В.Белинского, который когда-то сказал о том, что люди «допрашивают прошедшее для того, чтобы объяснить себе настоящее и намекнуть о будущем». Словами классика, ведущая диспута объяснила суть происходящего в тот вечер в зале.
Чернова Марина,
методист НОУ
ЦДОД «Перспектива»